В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
17.08.2010 Материал относится к разделам: - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей) |
Авторы:
Бондаренко Тимофей Источник: http://www.stihi.ru/2003/09/12-1185 http://www.stihi.ru/2003/09/12-1185 |
|
Об авторской песне |
Авторская песня мертва? Да вроде нет. Функционируют КСП. Проводятся фестивали. Грушинка собирает десятки тысяч гостей... Я бы выразился по другому. Так называемая самодеятельная песня перешла в разряд зомби – не живых и не мертвых. Никуда не развивается, полноценно не живет но и не мертва. Крупные фигуры, стоявшие у истоков бардовской (будем называть ее так) песни остались нетленны, некоторые даже живы еще. Но достойной смены им не видно. Ничем новым бардовское движение похвастаться не может. Полноценным продолжением традиций тоже. Причем уже давным-давно. Время как будто остановилось. Кое-какая мелочь появляется, да и то – больше клоуны. В народе место бардовской песни тихой сапой давно уже занимает "шансон".
Я много размышлял над причинами этого явления, тем более что и сам себя считаю "бардом" и долгое время безуспешно пытался найти свое место в движении КСП. И пришел к определенным выводам. На мой взгляд, бардовскую песню погубила система. Система конкурсов в частности. После того как я узнал, что первый в стране рок-клуб был организован КГБ, у меня зародилось подозрение, что вся система КСП, смотров и конкурсов тоже была специально создана, чтобы укротить и обуздать это потенциально опасное для властей явление. Некоторую "фигу в кармане" в бардовской песне видели не только ее почитатели, но и власти. Запретить ее было невозможно. Поэтому поистине гениальной находкой была идея утопить все это в груде псевдобардья. Организация клубов под эгидой идеологических органов. Проведение конкурсов, слетов, привлечение КСП к концертам перед случайной публикой... Все это дало бардовскому движению мощный крен в сторону ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА. Первоначально бардовское движение опиралось на авторкую сторону дела. Причем на авторство СТИХОВ. Многие из первых "бардовских" песен представляли собой перетекстовки известных мелодий. Проведение конкурсов, в жюри которых почему то все время затесывались люди, никакого отношения к песне не имеющие, и что, на мой взгляд, еще хуже – профессиональные музыканты, неизбежно создавало крен в исполнительство. И наконец сама атмосфера – попробуйте наспех в сутолке прослушать много десятков песен в однообразной музыкальной стилистике! Ясно, что тут шансы какого-нибудь окуджавы падают до нуля. Решающим становится фактор яркой обертки. Выступления на большой сцене – тоже фактор, работающий на исполнительство. Окуджава мог срывать аплодисменты на стадионах только потому, что его песни заранее были известны публике. Превращение конкурсов и слетов в массовые мероприятия с изрядной долей публики, которой хотелось только, чтоб ее потешили, тоже усугубило дело. Хотя на конкурсах проводились отдельно номинации для авторов и исполнителей, призы за авторство фактически присуждались за исполнительские таланты. Кто-то из зубров, кажется Ю.Кукин, писал, что когда его пригласили в жюри, то выдали листок, по которому он должен был выставлять оценки (авторам!) по показателям: стихи, музыка, владение гитарой, владение голосом, умение держаться на сцене... Стихи, как первооснова бардовского движения вообще были постепенно забыты. На некоторых конкурсах, где я присутствовал, присуждались призы авторам "музыки" (песни на чужие стихи). А вот призов авторам стихов – не припомню такого случая. Впрочем, нет. Был один случай. Получил я на краевом конкурсе приз за лучшие стихи. Но отнюдь не от жюри! (от них – ничего, хотя был единственным автором, выполнившим все предварительно объявленные условия конкурса). Приз от редакции газеты. А представители жюри, вручая эту награду, почему то "забыли" объявить публике, за что я ее получаю. На другом конкурсе мне в кулуарах председатель жюри прямым текстом сказал – стихи у тебя на голову выше других, но петь ты не умеешь. Так что не лезь. Голосовые данные у меня действительно не ахти. (а гитарой я владел ничуть не хуже среднего призера). И еще раз я провел эксперимент (может музыка моя очень плоха?). Взял всемирно известную музыку (из Crist Superstar) и написал свой текст (по мнению многих, очень неплохой). Такое произведение отказались даже принять к прослушиванию. Значит, стихи известных поэтов брать можно, а вот известную музыку – нельзя!
Итак, ориентация на исполнительство и "музыку". Что вполне должно было устроить идеологических охранителей. Казалось бы, что в этом плохого? Да в общем-то ничего кроме нескольких "мелочей". Во-первых, отрыв бардовской песни от родных корней и превращение в нечто совсем другое. Во-вторых, если продолжить эти требования до логического конца, то придем к эстрадной самодеятельности, и далее просто к эстрадной песне. Т. е. фактически к самоликвидации движения КСП. А такое развитие, конечно, никак не устраивало уже сформировавшуюся систему. Поэтому завертелась дальнейшая маразматизация. Что песни исполнять надо только под акустическую гитару (в условиях одного фестиваля я прочитал специальный пункт, что использовать электрогитару запрещается... Как-то по приколу я попробовал заявиться с "Ямахой" — представляете, как отреагировали?). Что песня должна иметь специфическую стилистику. Как текстовую, так и музыкальную. Неоднократно наблюдал как отпинывали от КСП и рубили на конкурсах авторов под предлогом, что музыка у них "эстрадного" характера. Или что специфика стихов "не та". Кстати, про "музыку". Того что всерьез можно было назвать музыкой ни на одном из фестивалей я лично не слышал. С одной стороны, в КСП не нравится музыка на "трех аккордах". Меня как-то упрекнули в этом. На мой взгляд, не очень справедливо. Разозлился. Написал песню на 40 аккордах. Гармонию песни оценил. Нет не КСП, джазист с консерваторским образованием. А в КСП ее просто "не услышали". И так не только со мной. Редкостный случай – как-то в КСП появился автор, пишущий то, что действительно можно назвать музыкой. Его, конечно же, не приняли. Просто "не замечали". А на конкурсах беспощадно рубили.
Таким образом, потихоньку произошло скатывание КСП в болотный уровень. То, что я назвал бы синдромом "молодец среди овец". Легко блистать вокальными данными на фоне Визбора, и игрой на гитаре на фоне Высоцкого. И эти "молодцы" в итоге заполонили "самодеятельную песню". И конечно же не собирались уступать место всяким там авторам, исполняющим на уровне Окуджавы. Те, кто "молодец" не в кавычках – либо прямиком шли на эстраду, либо долго в КСП не задерживались. Что вполне естественно.
Менялось не только содержание КСП. Менялась и публика. Один знакомый, "снежный барс", старый любитель бардовской песни, в ответ на вопрос, почему он не посещает концерты и конкурсы КСП ответил – потому что там всякую х..ню поют.
Те, кто действительно ценил в песне содержание, дух, а не только красивую обертку, постепенно отходили. Приходили другие, кому было все равно, о чем поют. Часть контингента – просто тусовщики. (на последнем краевом фестивале среди зрителей и панки присуствавали). Наличие большого количества тусовщиков привело к дальнейшему крену песен – в пустопорожний стеб – как-то же публику развлекать надо. Вплоть до откровенного клоунства. Человек на сцене начинает играть не гитарой и голосом, а жестами и ужимками, корченьем рож. (один приезжий московский бард именно в таком духе выступал с авторским концертом).
И, конечно же, резко изменилось отношение к авторам. Собственно, сколько-нибудь сильные авторы (что по музыке, что по стихам) стали никому в КСП не нужны. Даже скорее опасны. В КСП никакой работы с авторами на моей памяти не велось. Их старались просто не замечать. А назойливых – отпинывать. Некоторые из тех, кого успешно отпнул наш КСП, стали довольно известными в городе авторами-исполнителями. Проводят свои авторские вечера. Но уже вне всякой связи с системой КСП.
Кого привечали – так это "хороших" исполнителей. Клич брошенный как-то руководством КСП – "надо искать голоса!" Мое неоднократное предложение – обязать "исполнителей" на конкурсах представлять хотя бы по одной песне местных авторов – неизменно отклоняли. (впрочем и предложение не забывать классику жанра – тоже). Таково отношение, впрочем, не только к "местным" авторам. При показушном уважении к отцам-основателям авторской песни на деле полное наплевательство. Вплоть до циничного признания, что сейчас какой-нибудь окуджава или городницкий не пройдет даже на районном конкурсе. Задолго до проекта "песни нашего века" я пытался сагитировать городской КСП — записать в хорошем исполнении и в хорошем техническом качестве песни бардов-начинателей, особенно тех, кто сам не блистал исполнительским искусством. Результат нулевой. Ни руководство КСП, ни "исполнителей" этим заинтересовать не удалось. НИ ОДНОГО человека!
Ну и конечно еще одна, неизбежная в такой ситуации "мелочь". Постепенная деградация нравственной атмосферы. Важно кто с кем пьет, кто с кем спит, кто с кем дружит, кто кому лижет... Процветание групповщины, кумовства, вплоть до непотизма. Апофеозом стало присуждение первого места за авторство на последнем краевом фестивале. Нынешний председатель городского КСП организовал его для своей дочки-школьницы. И отказал даже в предварительном прослушивании представителям КСП одного из городов, с чьим руководством он был в плохих отношениях. Полное болото. Дальше уже плыть некуда...
Итак, резюмируя, могу сказать:
Если иметь в виду "официальную" систему, то "авторская песня" давно перестала быть АВТОРСКОЙ. Нынешних "авторов" следовало бы назвать не "поющими поэтами", а "поющими исполнителями". Правда, специфическими исполнителями. По серьезной эстрадной мерке – они слабы. Фактически все это превратилось в какой-то специфический суррогат эстрадной самодеятельности под лживой вывеской. В плане публики – "авторскую песню" очень сильно потеснил "шансон"...
С другой стороны, авторская песня жива – я уже говорил, что у нас в городе есть авторы-исполнители, никак не связанные с системой КСП, изредка проводящие свои авторские вечера, имеющие свою, пусть немногочисленную публику. В отличие от официального КСП, они не пользуются никакой поддержкой властей или спонсоров. СМИ ими тоже не интересуются. Все держится на энтуазизме их поклонников и их самих.
Что касается дальнейших судеб авторской песни, то это тема для отдельного разговора, а я и так злоупотребил вниманием читателей. Поэтому закругляюсь.
© Copyright: Тимофей Бондаренко, 2003 Свидетельство о публикации №1309121185
|
© bards.ru | 1996-2024 |