В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
08.08.2010 Материал относится к разделам: - АП - научные работы (диссертации, дипломы, курсовые работы, рефераты) - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Высоцкий Владимир Семенович |
Авторы:
Гасанова Марина Аюбовна Источник: Гасанова Марина Аюбовна. Автор и герой в поэзии В. С. Высоцкого : Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 Махачкала, 2005. – 173 с. РГБ ОД, 61:05-10/992 |
|
Автор и герой в поэзии В. С. Высоцкого (Введение к работе) |
Гасанова Марина Аюбовна. Автор и герой в поэзии В.С. Высоцкого : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Махачкала, 2005 173 с. РГБ ОД, 61:05-10/992
Введение к работе
Настоящая работа представляет собой попытку раскрыть отношение автора и героя в поэзии Владимира Высоцкого, проследить диалектику их взаимодействия на протяжении всего творческого пути поэта.
Актуальность работы. Проблема отношения автора и героя, разрабатывавшаяся в советском литературоведении в двадцатые годы, по-прежнему остается дискуссионной, ее ставят на материале всех литератур мира. Не раз делались попытки решить этот вопрос и в творчестве Высоцкого. Но проблема остается не до конца разрешенной как, в общем, для литературоведения, так, в частности, и для высоцковедения.
Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования является поэзия Владимира Высоцкого. Предметом исследования выступает художественное своеобразие творчества Высоцкого с точки зрения проблемы автора и героя, формы авторского присутствия в тексте, особенности лиро-эпического повествования, взаимоотношения автора и героев.
Цели и задачи работы. Целью данной работы является рассмотрение проблемы автора и героя как ключевой для понимания поэтики творчества Высоцкого. Достижение этой цели требовало реализации следующих задач: – выявить все формы художественного сознания в поэзии Высоцкого; – провести детальный анализ художественных образов и создать их классификацию; – охарактеризовать взаимоотношения автора и героя, их особенности и своеобразие авторской позиции; – установить идиостилевые особенности поэтики Высоцкого; – выявить наиболее существенные связи мотивов и образов поэзии Высоцкого с мифопоэтической и литературной традициями, определить характер и функцию межтекстовых связей.
Изученность темы. Проблема отношения автора и героя, несмотря на многочисленные работы и исследования в этой области, по-прежнему волнует литературоведение и остается дискуссионной. При всем внимании к объективному смыслу произведения одна из главных задач как литературоведения, так и искусствоведения в целом состоит в выявлении авторской точки зрения на изображаемую действительность. Основополагающей эта работа остается и для высоцковедения.
Теоретической основой литературоведения по проблеме автора в художественной литературе стали исследования таких отечественных ученых, как М. Бахтин, А. Веселовский, В. Виноградов, М. Гаспаров, Л. Гинзбург, Б. Корман, Ю. Лотман и др. Внесли свой вклад в решение проблемы автора и героя и современные исследователи: Н. Бонецкая, Г. Глинин, Н. Драгомирецкая, А. Жолковский, Ю. Манн, А. Чудаков и др.
Бум Высоцкого, пришедшийся на восьмидесятые годы прошлого столетия, стих. На смену восторженным отзывам, мемуарам и эмоциональным публикациям пришло спокойное желание строгого научного анализа поэтического наследия Владимира Высоцкого, определения места в культуре и искусстве такого своеобразного явления литературы, как авторская песня, и выявления ее специфических и традиционных черт.
Подлинное признание поэтического таланта пришло к Высоцкому лишь после смерти. В 1981–1982 годах был опубликован ряд критических работ: статьи Ю. Карякина в "Литературном обозрении", С. Кормилова в "Русской речи" и Н. Крымовой в журнале "Аврора".
Большой вклад в высоцковедение был внесен авторами серьезных исследований: М. Вороновой, А. Евтюгиной, А. Кулагиным, Н. Рудник, Вл. Толстых, Л. Томенчук, А. Скобелевым, Н. Фисун, С. Шауловым и др. Таким образом, на смену публицистическому, мемуарному буму пришел бум научного, литературоведческого, лингвистического анализа творчества Высоцкого.
При исследовании проблемы автора и героя у Высоцкого мы, безусловно, опирались на имеющийся большой литературоведческий опыт в этом вопросе, но вместе с тем пытались найти и собственные пути реализации тех или иных задач. Ведь произведения поэта далеко не всегда укладываются в традиционные представления о классической поэзии. Это, в первую очередь, связано со своеобразием такого синтетического жанра, как авторская песня, в ключе которого творил поэт. Поэзия Высоцкого и авторская песня являются открытыми системами, "живым организмом". Автор, обычно скрытый в литературе, в данном случае эксплицирован непосредственно в тексте. И, следовательно, одной из своеобразных и характерных особенностей авторской песни является театральность, а поэт выступает в роли актера, исполнителя действа.
Проблема соотношения субъектных форм в творчестве Высоцкого не раз поднималась в работах высоцковедов, начиная с первых дипломных работ. В Воронеже в 1990 году вышел сборник статей "Высоцкий: исследования и материалы", в котором авторы сразу трех статей в различных аспектах рассматривают проблему автора и героя у Высоцкого: Н. В. Федина "О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии B.C. Высоцкого", М.В. Воронова "Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев B.C. Высоцкого" и Н.В. Фисун "Речевые средства выражения авторского сознания в лирике B.C. Высоцкого".
Объектом исследования М. Вороновой в указанной работе стали произведения Высоцкого, написанные от первого лица, где герой выступает в роли субъекта или объекта изображения. М. Воронова основными средствами авторской маркировки лирического и ролевого персонажа у Высоцкого справедливо называет, "характер речи героя (произнесенная/непроизнесенная) и ситуацию, действующим лицом которой он является" [Воронова 1990:120].
Речь ролевых персонажей автором статьи определяется как "произнесенная". Она ориентирована на устную разговорную речь, что отражается на выборе языкового материала, а ситуация обытовлена и нередко снижена.
Следовательно, монолог лирического героя обозначается как "непроизнесенный". Речь персонажа не стилизуется под разговорный язык. Она более поэтична и образна. Ситуация в лирическом произведении носит характер метафорический, символически обобщенный.
В работе Вороновой вскользь упоминается о наличии в поэзии Высоцкого" особого рода произведений, где "субъект речи очень близок к лирическому герою", но при этом они формально принадлежат к ролевой лирике [Воронова 1990: 128].
Подробно на этом типе героя останавливается Н.В.Федина [Федина 1990]. Целью ее статьи стал анализ формально ролевых героев и их соотношение с героем лирическим. Родство героев Н.В. Федина определяет в большей степени по морально-этическим соответствиям позиции героев авторским идеалам. Отголоски такого подхода прослеживаются и в работе М. Вороновой.
В литературоведении не раз звучала критика в адрес нравственных подходов к определению типа героев, отмечалась ненаучность такого подхода. При анализе произведений мы сознательно не отказались от подобного аспекта при классификации художественных образов, так как считаем, что подобная направленность анализа задана самой авторской позицией. А упор на нравственный критерий подхода к разрешению проблемы приводит к возникновению чрезмерно усложненных классификаций, как, например, в работе О. Карандиной [Карандина 1991] О. Карандина, наряду с собственно ролевым ("Тау Кита") и собственно лирическим ("Моя цыганская"), выделяет ряд персонажей переходного типа. Среди них исследователь называет ролевого персонажа переходного типа, близкого лирическому, затем масочного героя, который близок и лирическому, и ролевому персонажам ("Корабли"). Карандина дает также и классификацию образов повествователей; повествователь, сближенный с собственно ролевым персонажем; повествователь, близкий к ролевому герою переходного типа, повествователь, близкий собственно лирическому герою; субъект с родовым сознанием. О. Карандина не всегда аргументирует основания для подобной классификации образов.
Возможно, создание столь усложненной классификации объясняется желанием автора упорядочить и систематизировать многообразие форм художественного сознания, представленных в поэзии Высоцкого. Мы, в свою очередь, считаем, что присвоение термина каждому типу героя и повествователя в произведениях Высоцкого не является решением данной проблемы.
А. Рощина в своей статье "Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого и лирического героев в поэзии B.C. Высоцкого" указывает на сложность разграничения персонажей. Автора статьи привлекает позиция В. Новикова и Н. Крымовой, которые при анализе поэзии Высоцкого не используют термины "лирический" и "ролевой". В работе делается намек на возможность отказа от полного разграничения героев. Но, на наш взгляд, подобная позиция является противоположной крайностью усложненных классификаций персонажей.
Научная новизна. Написание нашей диссертационной работы было бы невозможно без учета всего, что написано о проблеме автора и героя как в теоретическом литературоведении, так и в работах о Высоцком. Отправной точкой в исследовании стали уже выявленные формы художественного сознания в поэзии Высоцкого: образ автора, лирический и ролевой герои, своеобразная форма художественного сознания, объединившая в себе черты лирического и ролевого героев.
Новизна диссертационного исследования заключается:
– в анализе ранее не исследованных текстов с точки зрения поставленной задачи; – в попытке дальнейшей разработки образов автора и героя, их более глубокого и детального анализа; в выделении разных типов лирических персонажей; в описании типологических черт разных типов героев; в продолжении исследований отношений автора и героя как ключевой проблемы поэтики Высоцкого.
Методологическая основа и методы исследования. Методика исследования базируется на принципах целостного анализа художественной структуры произведений с точки зрения проблемы автора и героя. В необходимых случаях целостный анализ сочетается с историко-сопоставительным. Использованы методы эмпирического уровня (наблюдение, описание, сравнение) и теоретического (абстрагирование, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция).
Основной метод изучения поэзии Владимира Высоцкого – аналитический. Применяются в работе и типологический, сравнительно-исторический методы.
В ходе работы были использованы исследования известных теоретиков и историков литературы: М. Бахтина, А. Веселовского, В. Виноградова, М. Гаспарова, Л. Гинзбург, В. Жирмунского, А. Жолковского, Б. Кормана, Ю. Лотмана и др.; а также высоцковедов: А. Кулагина, Н. Рудник, А. Скобелева, С. Шаулова, Ю. Шатина и др.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в анализе поэзии Высоцкого с точки зрения проблемы автора и героя, в исследовании идейно-художественных особенностей творчества Высоцкого, как поэта до конца не изученного, а также в анализе авторской песни как жанра русской поэзии советской эпохи, одним из ярких представителей которого по праву называют Владимира Высоцкого, в описании авторской песни, ее интерпретации и оценки в контексте исторического времени.
Предлагаемый метод выявления в тексте разных форм художественного сознания углубляет представления о разграничении образов автора и героя, о субъектной организации в поэзии, что может быть применимо не только к творчеству Высоцкого, но и к лирике других авторов.
Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для преподавания в школьных и вузовских курсах по истории русской литературы XX века, а также в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам русской литературы второй половины XX века (в особенности такому направлению в поэзии, как авторская песня) и творчеству В. Высоцкого. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий по литературе, при написании курсовых и дипломных работ по творчеству Высоцкого и по проблеме автора и героя в литературе.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертации: 1. Отношения автора и героя являются ключевой проблемой творчества В. Высоцкого, в частности в понимании его поэтики. 2. Образ автора в поэзии Высоцкого играет роль связующего звена, объединившего в себе все мотивы, образы и жанры поэзии. 3. Предпринята попытка дальнейшей разработки своеобразного художественного сознания, объединившего в себе признаки лирического и ролевого персонажей. 4. Лирический герой Высоцкого представлен тремя типами: собственно лирический герой; герой, максимально близкий автору, в образе которого прослеживаются явно автобиографические черты, вследствие чего проведение границы между ним и автором становится очень трудным, почти невозможным; "скрытый" лирический герой, который по форме является ролевым, а по содержанию – лирическим. 5. Наряду с традиционно выделяемыми типами конфликта в ранней ролевой лирике (герой и среда, герой и друг, герой и возлюбленная), прослеживается и конфликт героя с самим собой, что можно считать началом формирования лирического типа сознания в поэзии Высоцкого. 6. При определении типа героя важными становятся морально-этические критерии, которые задаются самим автором, его позицией. 7. Творчество Высоцкого подчинено одной цели – утверждению нравственных, общечеловеческих законов, неизменных для всех времен. Все многообразие тем, мотивов и образов реализуют, по сути, эту основную идею его поэзии.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на научно-практических конференциях ДГУ, а также в четырех публикациях.
Структура и объем диссертации определены основными задачами исследования и его целью. Работа состоит из введения, четырех глав: "Образ автора", "Ролевой герой", "Лирический герой", заключения и библиографии. Объем диссертации – 173 страницы машинописного текста. Библиография включает 146 наименований.
________________________________________________________
Содержание к работе:
Введение 2 Глава 1. Образ автора в поэзии В. Высоцкого 10 Понятие образа автора в литературоведении и высоцковедении 10 Идиостиль художника 20 Биографический фактор 29 Глава 2. Эволюция ролевого героя в поэзии В. Высоцкого 35 Понятие ролевого героя 35 Ранний ролевой герой (уголовная тема) 45 Обращение к протеистическому мышлению 54 Герой военных произведений 54 Герой альпинистского цикла песен 67 Герой морского цикла песен 70 Герой спортивных песен 80 Герой – автомобилист 89 Рефлексирующий герой 92 Политический герой ("китайский" цикл) 101 Трансформация фольклорных и сказочных образов 104 Герои песен дискоспектакля "Алиса в стране чудес" 104 Фольклорные персонажи 108 Глава 3. Лирический герой 118 Образ лирического героя в поэзии В. Высоцкого 118 Гамлет как ключевой лирический образ 149 Заключение 153 Библиография 163
|
© bards.ru | 1996-2024 |