В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

19.06.2008
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
Авторы: 
авторы не указаны...
 

Авторская песня, как гражданская позиция России

Руслан Шмаков: Горбачев, когда взялся за перестройку, он взялся не с того конца, – надо было начинать с перестройки сознания. Япония показала, насколько быстро можно перестроить положение в стране только потому, что им не надо перестраивать сознание. Они создали японское "чудо". Немцы создали немецкое "чудо": восстановили после войны экономику, сделали её эффективнее нашей раз в 30. Пора и нам, россиянам, понять, что перестроить экономику можно, только через перестроение сознания. На мой взгляд, единственный способ для нашей страны быстро перестроить сознание – авторская песня: в силу того, что это уникальное явление культуры объединяет две сигнальные системы. Первая сигнальная система, – мелодия, которая позволяет получать удовольствие. Вторая сигнальная система, – поэтический текст, который "работает": мы напеваем, и в подсознании у нас откладывается то, что "зашито" в поэтической части.

Людям, которые задумаются о том, как жить дальше, надо обратить внимание на авторскую песню. Она находится в стадии перезрелости: наблюдается огромный приток грамотных кадров в авторскую песню, – из-за социальных сдвигов в нашей структуре. Обрушилась художественная самодеятельность, и весь потенциал музыкально грамотных людей хлынул в авторскую песню.

Есть, так называемая, кондовая авторская песня, – под нее хочется петь. Есть песня камерная, – ее слушаешь, но петь не хочется. На позапрошлом петербургском "Аккорде", первое место получил ансамбль "Бедные родственники из Курска", – 8 человек с консерваторскими голосами пели "а ля капелла" Визбора – многоголосьем: красиво, грамотно. Авторская песня приобретает незнакомые черты. И вот возникают разногласия среди людей, которые занимаются авторской песней: они не понимают для чего всё это делается?

Для авторской песни ничего не нужно, кроме знания литературы, семи нот, 33 букв, из которых складывается целая культура. Авторскую песню можно петь в паровозе, электричке, в автобусе и т.д., – нужна только гитара. Это делает ее уникальным средством воздействия, ей нет альтернативы. Авторская песня хороша, если она повышает наш интеллектуальный, нравственный и духовный уровень. Она должна "лить воду" на "мельницу" добра. А талантливый Саша Хорошильцев поёт замечательные песни, – но его песни ничего не добавляет к нашему духовному развитию. Даже, наоборот, – в них отрицательная энергетика.

Евгений Греков: Я хочу поблагодарить Руслана за вступление, – оно провокативно. Хочется с ним спорить по многим вопросам. Он ничего не сказал о современной связи гражданственности и гражданской песни. Я не понял, – как авторская песня формирует гражданственность?

Руслан Шмаков: Любое искусство отстаёт от жизни, и только произведения гениальных художников предвосхищают события. Сейчас авторская песня отстала от общественного процесса, идущего в стране. Это должно подтолкнуть к написанию новых песен, – с звучанием тематики нашей России.

Геннадий Баев (Краснодар. Мастер спорта по горному туризму): Я присутствовал на последних 15-ти, тобой организованных КСП. Сколько лет ты всем "надоедаешь" в виде КСП?

Руслан Шмаков: 21 год я всем "надоедал", на 22-м понял, что теперь должны "надоедать" другие. Закончился романтический период в КСП, – мир скатывается к коммерциализации. "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков", – это Высоцкий. Сейчас надо работать с КСП более грамотно, чем работал я со своими друзьями. Мы 21 год устраивали людям праздник. Теперь авторская песня на другом этапе развития, – с профессиональным, серьёзным подходом.

Клуб авторской песни, это не клуб песни, а клуб социальной педагогики. Петь может всякий дурак, но подставить своё плечо в нужный момент, чтобы сделать людям праздник, – это другое. Сейчас нужны другие подходы, другие подшивки в подсознании, от которых старое поколение не может избавиться. А мне трудно просить деньги (сейчас это называется фандрайзинг), а это умеет любой молодой человек, прошедший школу в ЮРРЦ. И поэтому – через новых, молодых – у авторской песни есть огромные перспективы развития.

Евгений Греков: Приношу извинения за технику, но не записано вступление, где ты давал определение, что такое гражданин. Если можно, повтори для записи.

Руслан Шмаков: Я не могу повторяться, – я всё время создаю.

Хочу обратить ваше внимание на присутствующего здесь Александра Клинтуха. Он – эпоха в авторской песне, эпоха романтического периода. Клинтух по-белоруски "голубь", но не заблуждайтесь, – это ястреб.

Евгений Греков: Хочется точного анализа, – что такое современная гражданская песня? как с её помощью пробить американизацию, бездуховность, потребительскую культуру? На мой взгляд, в последние годы было сделано всё, что бы городская культура (куда я отношу и авторскую песню) была уничтожена. Авторская песня выжила потому, что ещё есть леса, куда можно войти без денег. Пока без денег...

Хочется знать, – кто приходит в леса, что они думают о современной жизни, как они используют то оружие, которое дал им Господь?

Анна Червякова. (Координатор канала "Бакен бардов"): Я занимаюсь 2 года организацией проектов в области авторской песни. "Бакен бардов" организовывал всероссийский проект на Грушинском фестивале два года подряд. А недавно я вернулась из Питера – с всероссийского фестиваля авторской песни "Пит аккорд". Там прошла серия круглых столов.

Там было обозначено, что современная авторская песня переросла туристскую, городскую, фольклорную песню. Развитие идёт по двум направлениям.

Первое – выездные фестивали, где авторская песня максимально доступна.

Второе – развитие авторской песни по пути профессионального искусства: мы из лесов вышли на сцену, что требует качественного звучания. Появляются люди, профессионально владеющие гитарой и вокалом.

Предполагается, что авторская песня в привычном представлении потеряет себя, – расколется на какие то движения, которые получат дополнительные названия. Это не мои выводы, – это констатация факта.

Евгений Греков: Нам нужна тема, – авторская песня и общество, которое мы собираемся строить. Как авторская песня может в этом участвовать, или, может быть, она выродилась в "митяевские" сладенькие песенки? Осталась ли в авторской песне гражданская позиция?

Руслан Шмаков: Выражение "митяевские песенки" меня коробит. Когда Митяев пишет "крепитесь, люди, скоро лето", одна эта фраза заставляет нас объединяться. Сказал бы "пролетарии всех стран, соединяйтесь" – эффект был бы другой.

Нужны авторские песни, которые изменят наше сознание – как нации, у которой всё плохо. Нужно перестроить сознание и попытаться повлиять на этот процесс.

Владимир Задорожный (Новороссийск): В своё время, когда был Советский Союз, Шмаков имел смелость на этих кострах говорить правду, – когда КГБ было еще очень сильно. Это было гражданственно. На счет профессионализма в исполнении авторской песни, – я не соглашусь: надо сидеть с Русланом, глядя глаза в глаза и разговаривать по душам.

Руслан Шмаков: Володя затрагивает острый диалектический вопрос, который, с одной стороны, касается техники игры на гитаре современного барда, с другой стороны, – это вопрос репродуктивности. Я напишу хорошую песню на 4-х аккордах, – и эта песня пошла путешествовать, воспроизводится. Хотя можно уйти в камерность, – сделать красивую песню, которую никто не воспроизведёт. В этом случае, как механизм перестройки сознания, песня свой смысл начинает терять.

Евгений Греков: Иногда появляется ощущение, что в России исчезла гражданская дискуссия, которая была в 60-е годы, и авторская песня провоцировала дискуссию. Исчезла – потому, что исчезла такая угроза, как КГБ.

Владимир Задорожный: Мы всегда имели свою гражданскую позицию. В 91-м году мы участвовали во всех событиях напрямую, – закрывали горкомы и райкомы партии. Вы привязываете к авторской песне гражданственность. Но ведь есть еще желание совместного музицирования. Есть пронзительные авторские вещи, которые на сцене петь невозможно. А есть, которые поются с любой сцены в любом составе.

Руслан Шмаков: Дело в том, что авторская песня, – это, во-первых, жанр искусства, а во-вторых, – вещь социальная. Я думаю, что Женю Грекова интересует второй момент, авторская песня – как явление социальное. Но 90% нашего общества – не граждане, а обыватели. Они не идут к избирательным урнам, ни над чем не задумываются.

Павел Беляев (Краснодар): Что вы вкладываете в термин "гражданская песня"?

Руслан Шмаков: Гражданская песня – это не военная песня, не строевая. Она должна затрагивать все проблемы российского общества. Нашей нации есть чем гордиться: у неё – лучшая в мире литература (может потому, что мы другой не читаем), лучшая в мире музыка (потому, что другую музыку мы редко слышим). Я горжусь тем, что я русский.

Анна Дегтярева: Я художник и в КСП много лет. Давайте говорить не об авторской песне, а о самодеятельной, поскольку любая песня "автоматически" является авторской. Давайте говорить о бардовской или самодеятельной песне.

Гражданская позиция в том, что поколение людей выросло на этих песнях и другое поколение продолжает расти: я пришла в авторскую песню в 13 лет, а сейчас мои дети растут на этих песнях. Посмотрите – Алексей Алексеевич Бурцев, из новочеркасского клуба "Бригантина": очень много детей, которые нашли свою дорогу в жизни, благодаря работе этого клуба. Руслан Александрович Шмаков, – у него очень много воспитанников, и это уже гражданская позиция.

Критику всегда можно найти, и прошлые времена всегда лучше нынешних: плохое забываем, хорошее помним. И плохих песен будет всегда больше, чем хороших, – это нормально... Давайте думать как привлечь сюда молодых людей: чем больше будет молодых, тем больше будет перспектив у авторской песни. Давайте думать, как заработать деньги, чтобы было на что проводить фестивали. Давайте искать пути полукоммерческие, – для выживания структуры, для обеспечения самих себя, а не ходить по комитетам молодежи и не просить... У меня много лет существует кофейня, и первую кофейню я проводила на то, что "вытрясла" из своих карманов.

Руслан Шмаков: Аннушка правильно говорит, – в Москве огромное количество бард-кафе. Я знаю 5 мест, куда можно зайти, спеть песню, быть понятым, где, может быть, и накормят.

Михаил Чигряев (руководитель клуба авторской песни "Посредник"): В Москве 7 бард-кафе, а в Питере таких мест нет. Там волеизъявление любителей бардовской песни происходит на концертах, – может быть, поэтому они собирают большие залы.

В Краснодаре ситуация не понятна. Какие-то события происходят потому, что определённое количество людей что-то хотят и делают так, чтобы желания воплотились.

Мне ближе термин "бардовская песня", – она специализируется, профессионализируется. В этом – гражданская позиция, потому что у нас в стране есть тенденция размывания гражданской позиции, уход в легковесность, легкотемье.

Как в любом обществе с традициями проявляется тенденция сохранения и продолжение того, что когда-то пытались отнять. И чем больше доминирует тенденция одна, тем больше проявляются другие. Надо это уяснить, наше движение существует, несёт и будет нести важную роль.

Инга: Я 10 лет работала воспитателем и хочу, чтобы дети слышали более искренние вещи, чем массовая культура. Пугачёва тоже сочиняет, но к бардам она не имеет отношения. У авторской песни как жанра есть критерии, они обозначены, есть много литературы и даже в наших школах эту тему проходят. Открыв тетрадь по музыке сына, я увидела фамилии Ким, Окуджава. И когда приходят ко мне друзья, – сын с нами, ему это нравится, поскольку у этого жанра первый критерий – это искренность. Потом прибавляется техника пения, техника игры и так далее. На каком-то уровне духовного роста авторская песня – это "конфетка". Но для себя чувствую, что я на авторской песне чуть деградирую, – поскольку духовная музыка уже выше. Кто знает, – "гунны природы, невежество, благость и страсть". Чем выше поднимается энергетический уровень, – больше благости. Авторская песня находится на уровне ума и сердца, в отличие от других жанров.

Руслан Шмаков: Насколько я понял, тема выступления Инги – катарсис или оргазм. Катарсис без оргазма, это плохо. Оргазм без катарсиса, это ещё хуже.

Владимир Задорожный: Если бардовская песня достигла уровня шедевра, она напрямую воздействует на человека. С одной стороны прозвучало, что она – зомбирование, а с другой, – авторская песня это способ самовыражения. Если привязывать сюда гражданственность, то авторская песня может быть использована, как средство донесения своих взглядов другим. В большинстве случаев, сильная сторона авторской песни – искренность. Я бы её позиционировал ближе к народной песне.

Я 32 года в авторской песне. Есть две категории песен. Когда-то это была романтика странствий, и было не столь важно, что и как поётся: нас связывали экстремальные условия, условия отрыва от цивилизации. Каждая песня связывалась с кем-то, – это Сережа в Хибинах, и т.д.

А с другой стороны, есть хорошие, добротные в музыкальном и поэтическом отношении произведения искусства, – называй это авторской песней или по-другому. Надо определиться, что вы хотите сказать людям, и потом средствами авторской песни донести это. Но не навязывать гражданственность, потому, что если мы начнём определять, что это такое, то у каждого будет своя точка зрения.

Евгений Греков: И, слава Богу, – я боялся, что все барды говорят одно и тоже. Оказалось, нет. Мы для этого и устраиваем дискуссию, что бы звучали различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Ольга Кармаева (Краснодар): Не задумывалась о гражданственности бардовской песни, но мне кажется, это очень важно. Среди моих друзей многие ставят цели, достигают их с завидным упорством, но большинство этих целей служат для материального комфорта, – мало, кто задумывается о душе.

Люди перестают мечтать и любить, а что за гражданин, который не мечтает, не любит. Авторская песня самая быстрая по развитию гражданского сознания. Если послушать современные песни, станет понятно, как мы будем жить лет через 10. Авторская песня является хорошим ключом, и это важная её функция.

Евгений Греков: Вашему клубу, Руслан, стоит сделать свой журнал "Бакен бардов", где бы мыслители вашего клуба могли высказаться. Их размышления тянут на целые статьи – культурологические, экономические. Но стоило бы не только размышлять, но и проводить исследования.

Руслан Шмаков: Нам будет очень дорого стоить выпускать журнал...

Евгений Греков: Деньги штука наживная.

Роман Прокуда (Новороссийск): Для меня авторская песня – открытие философского направления: после неё я всерьез заинтересовался философией. Приезжая на КСП, я пытаюсь услышать что-то новое. Когда это не удаётся, начинаю копать литературу. За этим я каждый раз езжу на КСП.

Руслан Шмаков: Если бы у нас была нормальная ширина информационного канала, то многим из нас не надо было бы доживать до 30 лет, чтобы прикоснуться к авторской песне. Наши десятиклассники не знают о существовании авторской песни, – у нас нет информационного канала, через который мы могли бы обратиться к ним. В то же время в 10-м классе хорошо организована культура рок-групп, – потому, что это конвейер по оболваниванию нашей молодёжи. А мы не можем предложить никакой альтернативы. Мы проиграем молодёжь так же, как мы её проигрывали всегда. В древнем Риме на надгробье написано, что молодёжь такая, сякая, – "О, времена, о, нравы!".

Евгений Греков: Большое спасибо всем! Думаю, что в ближайшее время мы увидим всё это в бюллетене, в публикации интернета со всеми фотографиями и репортажем об этом круглом столе. Будем надеяться, что это будет достойный документ, с которым дальше надо что-то делать, в том числе добывать деньги.

 

26 октября 2002 г.

 

 © bards.ru 1996-2024