В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

27.03.2010
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Алексеев Александр

Источник:
газета "Российская газета" - Центральный выпуск № 4390 от 18 июня 2007 г.
http://www.rg.ru/2007/06/18/festival.html
 

"Грушу" не поделили

Вместо самого знаменитого фестиваля авторской песни в этом году состоятся сразу два

 

Чуть больше двух недель осталось до самого главного события в жизни любителей авторской песни, или КСП, очередного Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина. Однако перед нынешней "Грушей" ее начали сотрясать скандалы, присущие скорее отечественной поп-музыке.

 

Этот фестиваль считается главным мерилом успеха в авторской песне. Еще с конца 60-х самые успешные барды считали для себя престижным и почти обязательным приезжать на три дня под Самару. И — как и остальные зрители — жить в захваченной из дома палатке, варить кашу с тушенкой в проходных котлах, сидеть на "грушинской" горе и смотреть выступления коллег на сцене-гитаре, примкнутой к живописному берегу Мастрюковских озер. А ночами сидеть у костра, пуская гитару по кругу...

 

Здесь не раз бывали Юрий Визбор, Виктор Берковский, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Дольский — не упомнить всех, приезжавших сюда с гитарам и три дня проводивших вместе с обычными гостями "Груши", словно становясь подтверждением культовой песни Булата Окуджавы "Возьмемся за руки друзья" — почти официального гимна КСП и бардов 60-х — начала 80-х.

 

С тех пор много волжской воды утекло. И изменилась ситуация в стране — если прежде цены на билеты на "Грушу" были символические, а главные расходы и оргхлопоты брал на себя обком комсомола (фестиваль назван в честь студента Валерия Грушина, героически спасшего тонувших детей ценой собственной жизни), то теперь фестиваль в Самаре стал не только событием российской культуры, но и модным брендом и способом, с помощью которого возможно зарабатывать деньги и славную репутацию. Ведь если столицы уже немного пресытились авторской песней и слабо помнят времена, когда в любом уважающем себя вузе или НИИ были свои клубы самодеятельной песни и регулярные загородные слеты, то остальная Россия по-прежнему живет авторской песней, рождает новых Визборов и Никитиных. Поэтому возможность организовывать Грушинский фестиваль по престижу уже, наверное, сравнима с проведением "Песни года", только уже не на эстраде, а в бардовской песне.

 

Вот из-за этого и развернулась нешуточная борьба за то, кому все-таки проводить очередной XXXIV Грушинский фестиваль. Точнее и мягче всего накаленную обстановку между двумя менеджерскими группами можно назвать словом "раскол". Нет смысла и неприятно пересказывать все материалы и открытые письма, которыми обменивались противоборствующие стороны. Оставим за рамками статьи обвинения одной стороны другой в том, что она пытается приватизировать фестиваль, и закулисные исключения соперников из Самарского областного клуба авторской песни имени Грушина недавних соратников и хороших бардов. Не будем цитировать открытые письма действующих лиц конфликта друг другу, где для убедительности, а может, от безысходности упоминаются и 37-й год и запрещения исполнять какие-то авторские песни.

 

Главное для обычных любителей авторской или бардовской песни, или КСП, — другое. Отныне Грушинский фестиваль распадается на два, причем каждый претендует на то, что название должно принадлежать именно ему. Имена у обоих схожи, однако в остальном они сильно разнятся.

 

Худсовет "XXXIV фестиваля авторской песни им. В. Грушина" возглавляет Исай Фишгойт (еще в 1968 году стоявший у истоков Грушинского фестиваля и, позже Клуба, многолетний огранизатор работы жюри Грушинского). Эта "Грушинка" пройдет на всем знакомом склоне у Мастрюковских озер. И главной сценой ее будет та самая знаменитая гитара. А кроме того, уже строятся еще четыре малые — для молодых исполнителей. Председателем жюри станет или Дмитрий Сухарев, или Александр Городницкий, и одна из главных ставок будет сделана на исполнителей, которые представят многие региональные клубы авторской песни России, а также местных самарских бардов. В том числе и лауреатов регулярно проводимых этим оргкомитетом городских смотров КСП. Но и список гостей-звезд довольно представителен: Вероника Долина, Виктор Луферов, Сергей Рыженко, Владимир Щукин, Александр Мирзаян, Борис Полоскин, Евгений Агранович, Игорь Иртеньев и другие. Вход и проживание в своих палатках будут бесплатные, охраняемые, за кемпинги придется платить.

 

Второй, конкурирующий и со схожим названием — "Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина", — возглавил Борис Кейльман, который 33 года организовывал "Грушинку" на классическом месте, а теперь не намерен его ни с кем делить. Этот старый новый фестиваль пройдет на Федоровских лугах, уже ближе к Тольятти. И в отличие от собрата-соперника объявлен как бесплатный(плата только за парковку машин). А ставку делает не только на авторскую песню, но и фрагментарно — на русский акустический рок, романсы и песни из кинофильмов. Среди возможных гостей некоторое время даже числился Юрий Шевчук с программой "Прекрасная любовь". Возможно, он еще найдет время на то, чтобы спеть песни под гитару, без группы "ДДТ", о чем говорил и в интервью обозревателю "РГ". Известно ведь, что первой наградой знаменитого рокера была почетная грамота за победу в конкурсе КСП в родной Уфе. Список звездных гостей "бесплатной Грушинки" менее внушителен: дуэт "Иваси" — Алексей Иващенко и Георгий Васильев, группа "Белая гвардия", Борис Щеглов. Зато есть представители "смежных жанров": кудесники интеллигентного акустического рока "Зимовье Зверей" из Санкт-Петербурга, московские мэтры блюграсса и софт-рока "ГрАссмейстер" и королева кантри Ирина Сурина. Да и программа отличается большей оригинальностью: что стоит хотя бы "Виртуальный костер", придуманный Васильевым: на одной из сцен разные ансамбли будут исполнять самые известные аудитории песни. Причем не только бардовские, но русский рок, эстраду, романсы — главное условие, чтобы песни были хоровыми. И все, кто захочет, смогут петь эти песни вместе с исполнителями на сцене.

 

Вот такие два разных фестиваля, со схожими названиями и историей, и единственный недостаток которых — оба проходят в одни и те же сроки — с 5 по 8 июля, ибо каждый претендует на то, чтобы быть "настоящей Грушинкой". А зрителям от этого сущее неудобство — не разорваться же. Думаю, что тот фестиваль, который будет более успешным, тот в итоге и станет главным преемником легендарной "Груши".

 

Но, может быть, пока не поздно, организаторам развести сроки проведения своих фестивалей? Как это сделали роковое "Нашествие" и отколовшийся от него "Эммаус"? И страна получила вместо одного два хороших фестиваля. Но пока для организаторов двух "Груш", похоже, важнее личные амбиции, а не интересы любителей авторской песни и акустического рока...

 

 © bards.ru 1996-2024