В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
25.02.2010 Материал относится к разделам: - Авторская песня в регионах - История АП (исторические обзоры, воспоминания, мемуары) - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Огай Дмитрий - Приезжева Наталья Борисовна - Чудиновских Валерий Владимирович ("VAL") |
Авторы:
Вета Ножкина Источник: "Ветер странствий", республиканский журнал Казахстана, январь 2010 http://www.nozhkina.ru/-mainmenu-31/mainmenu-56/405--1 |
|
"Чтобы жить километрами..." - фестивальное движение, часть1 |
ЧТОБЫ ЖИТЬ КИЛОМЕТРАМИ...
Фестивальное движение в Казахстане и Центральной Азии, часть1
Очевидцы проникновения авторской песни, как жанра, на территорию Центральной Азии сходятся в едином мнении – что это явление было естественным и необходимым для утверждения мыслящей интеллигенции. Ведь песня – это в первую очередь "слово", которое может облагородить и ранить, возвеличить и уничтожить. Авторская песня, в лучших своих традициях, утверждала достоинство, мужество, человечность, верность, любовь, дружбу, — возвышая человека. О принципе единства песни и жизни теоретики авторской песни будут говорить позже, а на заре её проникновения на территорию азиатских республик, она учила слушать сказанное слово. Один из очевидцев, Владимир ОГАЙ рассказывает: — В 1973 году, когда я учился в девятом классе, впервые услышал песни Высоцкого, и они, что называется, "запали". Многие песни нравились по кинофильмам, но только позже я узнал, что это песни барда Окуджавы — "Простите пехоте...", Визбора – из кинофильма "Июльский дождь". А уже "живое" исполнение "необычных" песен, с нужными словами, — я услышал на концерте Слёта "Весенний эдельвейс", в середине 70-х, в зале института инженеров железнодорожного транспорта. И это притянуло меня, как магнитом, и оставило до сегодняшнего дня в жанре авторской (бардовской) песни. На том концерте я услышал совсем молодых Вадима Козлова, Ольгу Качанову, Анатолия Марынкина... Сегодня поёт мой сын – Дмитрий. И хотя мы перебрались из Казахстана в Канаду, в страну, казалось бы, иной культуры, нас приятно удивило, что бардовское движение в достаточной мере присутствует и в Канаде, и на северо-американском континенте вообще. Но я понимаю, что основа сегодняшнего успеха моего сына – те далёкие семидесятые, Алма-Ата, и первые настоящие песни.
Справка: ОГАЙ Дмитрий – увлекается авторской песней с возраста десяти лет; автор песен на стихи Арсения Тарковского, Николая Рубцова, Бахыта Кенжеева, Светланы Назаровой и др. В городе Алматы являлся членом КСП "Тоника". В настоящее время — член клуба авторской песни "Перекресток" (г. Торонто). Участник фестивалей авторской песни "Поющие горы — 2001" (г. Алматы) — дипломант, "Астана — 2003" (г. Астана) — лауреат, "Оттава — 2005" (г. Оттава) — лауреат.
Ещё один очевидец зарождения фестивального движения, гость Алматы, у которого мне посчастливилось взять интервью в январе этого года, архивист уральского региона России Валерий ЧУДИНОВСКИХ: — Для меня всё началось с того, что в году примерно семьдесят седьмом — семьдесят восьмом в Свердловске организовался клуб самодеятельной песни под руководством городского комитета комсомола. Клубы эти создавались по всей стране, но под контролем, чтобы люди не пели чего ни попадя. У людей была необходимость встречаться, обмениваться песнями, умениями владения гитарой, ведь гитарных школ тогда не было и большим подспорьем в этом информационном обмене были фестивали, куда съезжались люди ото всюду. В Куйбышеве (нынешняя Самара) уже с 1969 года начали проводиться фестивали, вначале они были туристского направления и позже они стали песенными, имени Валерия Грушина. С разницей в один год появился Ильменский фестиваль в Челябинске, существующий до сих пор. Вот на этом фестивале в мае 1979 года мне довелось побывать. Туда съехалось несколько тысяч человек и надо заметить, что до сегодняшнего дня в структуре Ильменского фестиваля, в его форме проведения мало что изменилось, ну, разве что народу стало ещё больше – уже несколько десятков тысяч. Это было мне интересно, в новинку, и захотелось съездить куда-нибудь ещё. И уже в июле семьдесят девятого я приехал в Куйбышев на мой первый "грушинский". В то время был информационный голод, я знал десятка два песен Визбора по альбому, который "ходил по рукам" уже года три, но верилось, что у Юрия Иосифовича уже есть новые песни, а как их можно было услышать – только на фестивале. Тогда мода была – все ходили с кассетными магнитофонами, они были привязаны верёвочкой на пузе и с помощью длинной удочки, к концу которой крепили микрофон, записывали происходящее на сцене. Тогда, в семьдесят девятом я записал кассет десять часовых...Был один случай – на третьем туре, когда определяли лауреатов, я расположился около сцены и вдруг почти прямо чуть мне не на голову ставят огромную скамейку, какие раньше были в спортзалах, и смотрю — вдоль этой скамеечки бочком-бочком проходят и усаживаются Берковский, за ним Никитин, Дольский, Визбор, и они садятся прямо у меня за спиной. В течение всего времени выступлений я слушал их комментарии. Но надо сказать, они не сильно комментировали происходящее, а обменивались между собой своим творчеством. И я присутствовал при разговоре, когда Визбор Дольскому говорит: — Вот у тебя красивая фраза есть "из дальнего окна доносится рояль...", ты не обижайся, но я у тебя эту фразу возьму для своей песни, с чем Дольский согласился: — Ну, ладно, если получится – бери, не жалко... Зимой мне довелось съездить ещё на один фестиваль – в Минск, это был первый Всесоюзный фестиваль, председателем на котором был Визбор. А потом приходит известие, что грушинский фестиваль в восьмидесятом году не состоится, ходили слухи, что отменили его из-за олимпиады, но странно как-то – олимпиада-то в Москве, а фестиваль вон как далеко – в Самаре...Внятных объяснений не было, но факт, что большого Всесоюзного фестиваля не будет. И вдруг, опять же по комсомольским каналам, через клуб мы получаем сообщение, что в октябре восьмидесятого года фестиваль пройдёт в Алма-Ате, и вроде даже он будет по статусу всесоюзным. Приглашаются знаменитые барды и председателем жюри обещался быть Александр Городницкий. Мы приехали дружной делегацией, нас встретили и из аэропорта сразу повезли на Медео, где недалеко от знаменитого катка, в ущелье, расположился палаточный лагерь. Здесь проходило прослушивание, а основные программы шли прямо на Медео, где на льду стояла сцена наподобие "грушинской" гитары, но меньше размерами, так, что наш свердловский ансамбль "Зеркало" еле умещался на ней. Члены жюри – Вероника Долина, Владимир Муравьёв, Михаил Львович, Григорий Гладков и Александр Городницкий – были очень представительны. Поющего народу было много. Запомнились: автор из Алматы – Наталья Приезжева, меня тогда поразил Александр Евстегнеев – исполнитель из Москвы, наши палатки оказались рядом, и я наслаждался, как он пел несколько часов напролёт почти все песни Визбора, и Городницкого , и Окуджаву, и Новеллу Матвееву.
Справка: ПРИЕЗЖЕВА Наталья – родилась в г.Энгельс Саратовской области в семье военного лётчика и врача. Сочинять стихи начала с десяти лет, песни – с тринадцати. В Алма-Ате Наталья Приезжева часто выступала в больших концертных залах совместно с такими мэтрами, как народные артисты СССР Роза Рымбаева, Ермек Серкибаев. Песни рождались на различных творческих встречах — например, с отрядом летчиков-испытателей на горнолыжной базе "Чимбулак" в Алма-Ате. Песня "Горный романс" (стихи Леонида Прицкера) была посвящена известной летчице Марине Попович. В Алма-Ате Наталья была гостем многих радио— и телепередач. В документальный фильм студии "Казах-фильм", посвященный воинам-интернационалистам, была включена ее песня на стихи Дмитрия Сухарева "Сверстнику". В настоящее время живёт в Москве.
— Запомнился харьковский ансамбль "Вариант", — продолжает рассказ Валерий Чудиновских, — и из Донецка автор Алексей Пугачёв, самая известная его песня с такими словами "...над землёю ночь лунявая, в небе звёзды понатырканы, приходи ко мне, кудрявый мой, покатай на мотоцикле..." потом ещё много лет была обязательным атрибутом "Чайханы" разных фестивалей, да и до сих пор её любят. Великолепно выступила вся наша свердловская команда – Михаил Неволин – наш автор, Лена Хохлова – председатель нашего клуба, ансамбль "Зеркало", я выступал, как исполнитель. Из Нижнего Тагила были наши друзья – Михаил Сипер и Василий Мешавкин. Ну, и конечно, "зацепили" своими песнями москвичи – Борис и Михаил Кинеры, тогда ещё певшие дуэтом...Да, практически это была замена грушинскому фестивалю, и молодец Феликс Портной, что так отважно решился провести этот фестиваль в Алма-Ате. Немного позже, в 1982 году, я поехал на Чимганский фестиваль, который мне расхвалили друзья. Но, сойдя с трапа самолёта, с огромным рюкзаком за плечами и обвешанный несколькими фотоаппаратами, я был в растерянности, узнав, что фестиваль отменён из-за эпидемии пращура...Но отважные всё равно поехали на место проведения фестиваля, где наблюдалась очень тёплая дружеская атмосфера, и импровизированные концерты всё-таки состоялись...(более подробно интервью с Валерием Чудиновских вы сможете послушать в записи на сайте www.akbard.kz).
|
© bards.ru | 1996-2024 |