В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

24.01.2010
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Шмелева Евгения

Источник:
газета "Новые известия" (Москва) от 03.07.2006
http://www.grushinfest.ru/press/press_smi/novye_izvestia/s_gory_na_zemlyu.shtml
 

С горы на землю

Главным событием Грушинского фестиваля стали слухи о его кончине

 

ВЧЕРА ЗАВЕРШИЛСЯ 33-й ФЕСТИВАЛЬ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ ГРУШ И НА, КОТОРЫЙ ТРАДИЦИОННО ПРОХОДИТ в САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА МАСТРЮКОВСКИХ ОЗЕРАХ в ПЕРВЫЕ ВЫХОДНЫЕ июля. Гости РАЗЪЕЗЖАЮТСЯ ПО РАЗНЫМ ГОРОДАМ И НЕИЗВЕСТНО, ВЕРНУТСЯ ЛИ ОНИ СЮДА СНОВА: возможно, что ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ НА ЭТОМ МЕСТЕ ПРОХОДИТ ПОСЛЕДНИЙ РАЗ. "Запомните Грушинский таким", "33-й Грушинский в нынешнем виде может стать последним" — тревожно пишут самарские журналисты.

 

Вести о том, что будущее самого большого бардовского фестиваля в мире под угрозой, распространяются со скоростью звука: об этом говорили еще в поезде, подъезжая к Самаре, об этом знают многие гости фестиваля, об этом на пресс-конференции накануне открытия сказал главный организатор — президент клуба имени Грушина Борис Кейльман:

 

"Печальная правда в том, что две недели назад земля Грушинского фестиваля была продана с торгов. Новый владелец еще не вступил в права, и что будет дальше, мы не знаем. Но если земля Грушинскому фестивалю не вернется, меня здесь больше не будет".

 

В торгах, которые состоялись 9 июня, принимал участие и Клуб имени Валерия Грушина, но предложенная им сумма — 1, 1 млн. рублей в год — была слишком мала по сравнению с деньгами, которые предложила одна из фирм. Эта компания, занимающаяся разработкой и реализацией автомобильного диагностического оборудования и по совместительству меценатством спортивных и культурных мероприятий, арендовала Грушинскую поляну за 3, 25 млн. рублей в год сроком на 15 лет.

 

Клубу имени Грушина, привыкшему самому вести хозяйство, за счет спонсорской помощи и поддержки со стороны администраций Самары и Тольятти, предложено сотрудничество: руководство художественной частью фестиваля. Однако пока стороны не хотят идти на переговоры и имеют разные взгляды на будущее фестиваля.

 

Генеральный директор нового арендатора земли Николай Мартынов в интервью "НИ" рассказал, что планирует построить здесь круглогодичную турбазу, кемпинг-гостиницу, столовые, душевые, автостоянки, дороги, площадки для занятий спортом, чтобы зимой земля не пустовала, а была горнолыжным курортом, а летом — местом серфинга и других водных видов спорта. Доходы от турбазы, заверил нас г-н Мартынов, будут идти на организацию Грушинского фестиваля, который станет более удобным, комфортным, безопасным для гостей.

 

Однако клуб не намерен идти на сотрудничество. Свою жесткую позицию Кейльман объяснил с нескрываемым возмущением: "Это все равно, что в вашу семью, в ваш дом придет другой мужчина и скажет: теперь я ваш муж. Эта земля согрета нашим теплом, здоровьем, талантом".

 

Клуб Грушина намерен бороться за землю: готовит обращение к президенту Путину с просьбой передать территорию в пользование клубу и финансировать фестиваль из госбюджета. Если это обращение не приведет к результату, Кейльман планирует крайнюю меру: перенести мероприятие в другую область. Так что есть вероятность, что в следующем году состоятся сразу два фестиваля: один на традиционном месте, а другой под эгидой Клуба имени Грушина, которому принадлежат авторские права на бренд "Грушинский фестиваль".

 

Коммерческие неурядицы — это нелицеприятная изнанка 33-го фестиваля, которая, к счастью, не ощущается на концертах и в повседневной жизни гостей. Организация, несмотря на то, что средства были найдены в последний момент, на хорошем уровне: есть электричество, туалеты, работают водные скважины, озвучены более десятка эстрад, продаются дрова, работает ярмарка, на которой можно купить все: от хлеба до палатки. За безопасностью следят МЧС, УВД, спасатели, работают медпункты.

 

Настоящая жизнь фестиваля традиционно происходит в вечернее время, когда начинают работать все эстрады и можно послушать самую разную музыку: от классической бардовской песни в исполнении Галины Хомчик, Алексея Иващенко и Георгия Васильева, Виктора Третьякова и заканчивая экспериментальными инструментальными мелодиями с участием не только гитар, но и балалаек, скрипок, барабанов, аккордеонов, имеющих к жанру авторской песни весьма отдаленное отношение. Самые огромные толпы поклонников и самые большие восторги вызывают новые бард-звезды, не вписывающиеся в традицию: Андрей Козловский, терпеливо фотографирующийся с каждой из многочисленных своих фанаток, группа "ГрАссмейстер", чья популярность здесь сравнима лишь с успехом музыкантов из группы "Резонанс", играющих латиноамериканские ритмы. От ритмов публика мгновенно пускается в коллективный сумасшедший пляс.

 

На каждой из эстрад собирается своя публика: у площадки имени Андрея Баранова, где молодые коллективы играют "антибардовскую" песню (регги, рок, фолк), толпится молодежь от 15 и старше, в том числе панки, хиппи, металлисты. Зато на большой поляне можно увидеть редкий, почти вымирающий вид грушинского зрителя: интеллигентных, воспитанных людей, любящих песни Берковского, Визбора, Окуджавы и знающих, кто такой Валерий Грушин. Они заранее огораживают колышками место на земле, усаживаются на коврике перед сценой всем семейством и сидят до самого утра, подпевая, подмигивая фонариками и засыпая под песни прямо в "зрительном зале".

 

Другой и самый распространенный способ слушать концерты Грушинского — это блуждать от эстрады к эстраде в поисках любимого исполнителя, устраивать за ним слежку и допрашивать лично, где и когда он будет выступать. Толпы зрителей-кочевников нетвердой походкой (хотя на ярмарке официально продают только пиво, но пьяны к ночи абсолютно все: может, воздух такой?) перемещаются в темноте, наталкиваясь друг на друга, ослепляя фонариками и отчаянно матерясь: и чем темнее ночь, тем небезопаснее в их качающихся рядах. О том, что многие из приехавших оказались на Грушинке случайно, говорит и музыкальная каша, доносящаяся с разных сторон: из динамиков машин звучит шансон, от костров то и дело доносятся "Белые розы", "Яблоки на снегу", "Земля в иллюминаторе". Звуки от эстрад, магнитофонов, костров, мат-перемат нетрезвых гостей смешиваются и превращаются в 24-часовой утомительный гул. И этот гул убеждает, что какие-то перемены Грушинскому фестивалю все же нужны.

 

Да и главный концерт на Горе в этом году не оставил обычного ощущения праздника. На сцене все образцово и благородно: выступили новые лауреаты Грушинки, спел сам председатель жюри Вадим Егоров и многие известные и уважаемые барды, прозвучали песни Ланцберга, Окуджавы и "бога фестиваля" Юрия Визбора. Но вместо традиционной "Горы", поющей сотнями дружных голосов, организаторы получили в ответ болтающую, матерящуюся и недружественную толпу. Этот главный концерт на плавучей гитаре, как и весь фестиваль в целом, был похож на день рождения, который хорошо организовали: подобрали красивую музыку, повесили фонарики, позвали артистов, но в хлопотах совершенно забыли подумать о составе гостей и вконце концов позвали всех, кто случайно проходил мимо. "Маленький" просчет организаторов испортил большой душевный праздник и сделал невкусным песенное угощение. Хочется предложить организаторам устраивать при входе на фестиваль фейс-контроль, иначе Грушинский потеряет не только привычное место жительства, но и своего традиционного слушателя, которого с каждым годом все меньше, и душу.

 

— Романтики могут навсегда попрощаться с Мастрюковскими озерами.

 

Евгения Шмелева

 

 © bards.ru 1996-2024