В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

26.07.2005
Материал относится к разделам:
  - АП и школа
Авторы: 
Шостак Г. В., Синюк Н. А.

Источник:
http://www.cbskiev.ru/education/method_0028.php
http://www.cbskiev.ru/education/method_0028.php
 

Властитель чувств

Г. В. Шостак,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры музыки и пения БрГУ им. А.С. Пушкина,

 

Н. А. Синюк,

учитель русского языка и литературы с/ш № 18 г. Бреста.

 

Властитель чувств

 

(творчество Булата Окуджавы)

 

В ходе внеклассного занятия цикла "Мировая художественная культура: массовые музыкальные жанры XX века" мы руководствовались триединой целью: ознакомление учащихся с лучшими образцами в жанре авторской песни (обучающая); использование силы воздействия авторской песни на формирование личности старшеклассников, их нравственных убеждений, воспитание потребности в общении с музыкальным искусством, негативного отношения к низкопробным образцам массовой музыкальной культуры (воспитательная), формирование ценностных отношений старшеклассников посредством авторской песни, стимулирование их познавательной активности, развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся (развивающая).

 

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

 

— раскрыть характерные черты и социокультурные предпосылки возникновения жанра авторской песни;

 

— заинтересовать учащихся личностью и творчеством Булата Окуджавы;

 

— подготовить учащихся интеллектуально и эмоционально к восприятию произведений Булата Окуджавы, обеспечить правильность их понимания (учет авторской позиции);

 

— путем художественного воздействия формировать эстетические чувства, художественный вкус и потребности, нравственно-эстетический идеал;

 

— выявить, какое место занимает авторская песня Окуджавы среди других произведений подобного жанра.

 

Наглядные пособия: музыкальные иллюстрации, фотографии Б. Окуджавы.

 

Ключевое понятие: "авторская песня".

 

Звучит песня Б. Окуджавы "Давайте восклицать" из кинофильма "Ключ без права передачи").

 

После демонстрации песни в записи учитель делает акцент на условности понятия "авторская песня": ведь авторским является любое произведение, принадлежащее композитору или поэту, безотносительно к жанрово-стилевой принадлежности. Так, опера М.И. Глинки "Руслан и Людмила" или балет С.С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" — тоже авторские произведения. Следует оговориться, что наряду с понятием "авторская" нередко можно встретить другие определения — "самодеятельная", "гитарная" или "бардовская". Исполнителей авторской песни нередко именуют "бардами" или "менестрелями".

 

Затем преподаватель может привлечь учащихся к определению первого признака авторской песни при помощи наводящих вопросов:

 

— Что сейчас прозвучало?

 

— Песня.

 

— Какой инструмент сопровождал пение?

 

— Гитара...

 

Постепенно преподаватель и учащиеся приходят к определению первого признака авторской песни как социокультурного явления.

 

Учитель: — Таким образом, мы с вами можем заключить, что первым признаком авторской песни является повышенный синкретизм, сочетание в одном лице автора музыки и текста, певца и аккомпаниатора. Правда, данный признак несет на себе печать условности: одни барды — например, петербуржец Александр Городницкий — не умеют играть на инструменте и прибегают к помощи аккомпаниаторов. Другие, — например, москвич Александр Дулов, — сомневаясь в своих вокальных способностях, поручают исполнение собственных песен. Третьи — например, москвич Сергей Никитин — кладут на музыку чужие стихи (в научной литературе данное явление принято обозначать как "литературную песню"). Четвертые, — например, гомельчанин Игорь Сильченко, — лишенные способности к сочинительству, специализируются на исполнении чужих песен (так называемое "неавторское исполнение").

 

Выявив вместе с учащимися первый признак авторской песни, учитель предлагает прослушать композицию еще раз, заостряя их внимание на содержательной стороне песни. Вовлекая учащихся в беседу, учитель определяет второй признак авторской песни.

 

Учитель: — Вторым важным социокультурным признаком авторской песни является доминирующая роль литературного текста. Каковы же характерные черты авторской песни?

 

Единых требований к написанию авторской песни не существует. Однако можно выделить ряд существенных признаков, в той или иной мере характерных для всех образцов жанра. К их числу относятся краткость, простота, личностность, доверительность, непосредственность лирического высказывания, стремление к искренности и правдивости, тесная взаимосвязь с образом жизни, с реальным жизненным опытом авторов.

 

Звучит любой образец классики авторской песни по усмотрению учителя.

Учитель: — Третий существенный признак авторской песни состоит в тесной взаимосвязи авторской песни с литературой и фольклором. "Самодеятельная песня, — отмечает филолог и литературный критик Ю. А. Андреев, — это, с одной стороны, не литература, ибо бытует преимущественно изустно, но и не фольклор, так как тексты и мелодии имеют вполне определенных, живущих среди нас авторов. С другой стороны, это литература, ибо образно-эстетическая система самодеятельной песни совпадает с образно-художественной концепцией печатной поэзии и зависит от нее. Но в то же время это и фольклор, ибо вариативные изменения в процессе бытования самодеятельной песни встречаются чаще, чем в песне профессиональной".

 

Так в чем же проявляется связь авторской песни с фольклором?

 

Эстетические признаки фольклора — устность, неспециализированность и коллективность — распространяются и на авторскую песню. Применительно к бардам в последнее время в искусствознании употребляется термин "профессионализм неакадемического типа" или "неакадемический профессионализм".

 

Авторские песни в подавляющем большинстве создавались "недипломированными специалистами", не имеющими никакого музыкального образования, а потому лишенными возможности фиксировать свои песни на нотном стане. Так, например, известно, что Владимир Высоцкий не умел записывать ноты, а Булат Окуджава — вообще не знал нот. Поэтому, если к словесному ряду преобладал письменно-компонованный подход, то к музыкальному — устно-компонованный. Авторская песня — творчество индивидуальное по содержанию, поскольку во всей полноте раскрывает внутренний мир индивида, его мысли, чаяния, переживания. Но по форме бытования она представляет собой творчество коллективное: авторы и исполнители вносят в песни элементы импровизации, вариативности, которая является основным фактором мелодико-тематического развития авторской песни и может выражаться в специфике голосового тембра (неистовый хрип Высоцкого, разговорный шепот Визбора, глуховатый голос Окуджавы). Не зная музыкальной грамоты, барды зачастую допускали отклонения от правил голосоведения, ограничивались минимальным количеством аккордов. Устно-импровизационное начало в формировании структуры музыкального сопровождения (аккомпанемента) приводило к жанровой мутации песни в процессе ее бытования, побуждая к соавторству в неавторском исполнении. Поэтому представляется правомерным употребление по отношению к бардам встречающихся в научной и популярной литературе понятий "современный городской фольклор", "фольклор современной городской интеллигенции", "именной фольклор", "современные народные песни" и др.

 

В этом плане показателен проект "Песни нашего века" — исполнение ведущими российскими бардами классики жанра. Можно также упомянуть трактовку авторских песен эстрадными певцами, драматическими актерами и рок-музыкантами, внесшими свой вклад в обогащение исполнительской интерпретации произведений, сочиненных бардами.

 

Звучит песня А. Дулова на стихи М. Каремо "Хромой король" в исполнении В. Мулермана.

 

Авторская песня взаимодействует и с литературой. Во-первых, это взаимодействие проявляется, как уже говорилось, в определяющей роли стихотворного текста по отношению к музыке. Так, если в поп-музыке главным критерием оценки выступает музыкальная сторона, качество исполнения и фактор зрелищности, то в авторской песне, как отмечает украинский искусствовед А. А. Резник, "...музыка является своеобразным фоном по отношению к тексту, музыкальным полем последнего, которое полностью теряет свои выразительные особенности в случае его отделения от текста". Лишь немногим бардам удается создавать мелодии, которые могут существовать самостоятельно, в отрыве от текста.

 

Звучит мелодия песни С. Никитина "Под музыку Вивальди" в исполнении эстрадного оркестра под управлением П. Мориа.

 

Учитель: — Взаимосвязь авторской песни и литературы находит проявление также в заимствовании бардами названий тех или иных литературных жанров. Ярчайшими примерами тому могут служить балладность, преломленная в творчестве Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Александра Галича, наличие монологов, сценок-диалогов и т.п.

 

Звучит песня "Диалог у новогодней елки" С. Никитина на стихи Ю. Левитанского в исполнении В. Никулина.

 

Учитель: — В-третьих, данное взаимодействие проявляется в наличии в авторской песне ярко выраженного драматургического начала.

 

• Звучит песня В. Высоцкого "Тот, который не стрелял".

 

Учитель: — В-четвертых связь авторской песни с литературой находит выражение в тенденции к песенному воплощению вершин отечественной и мировой поэзии.

 

Звучат "Сонеты В. Шекспира" С. Никитина.

 

Учитель: — И, наконец, в-пятых, связь авторской песни и литературы проявилась в способе трансляции: подобно тому, как запрещенная в те годы литература распространялась при посредстве перепечатки на обыкновенных пишущих машинках, авторская песня, игнорировавшаяся официальными средствами массовой информации, тиражировалась при помощи бытовых магнитофонов и получила название "магнитофонной литературы". Основателем "магнитиздата" является литературный критик Л. Аннинский, записавший в 1958 году в домашних условиях песни Булата Окуджавы. Он-то и раскрыл техническую закономерность функционирования авторской песни: "Феномен авторской песни возникает на скрещении двух чудес музыкальной техники. Одно — тысячелетнее — гитара. Другое — новейшее, свеженькое — магнитофон. Гитара приходит из сферы лирики, древней, как Земля, и покрытой легендами. Магнитофон сваливается из сферы НТР, с небес, где делают свои дела физики"[1].

 

Далее учитель приступает к раскрытию социокультурных предпосылок возникновения жанра авторской песни.

 

Учитель: — Существуют разные точки зрения по поводу времени появления первой авторской песни. Так, одни исследователи утверждают, что авторская песня началась с Александра Вертинского[2]. По мнению других, первая авторская песня — "Бригантина" — была написана П. Коганом и Г. Лепским в середине 30-х гг. Третьи склонны вести отсчет с появления так называемых перетекстовок популярных мелодий, как, например, "Баксанская" А. Грязнова, Л. Коротаевой и Н. Персиянова на мелодию известного танго Б. Терентьева "Пусть дни проходят" (1943), Четвертые в качестве первой называют "Барбарисовый куст" Н. Моренца (1943), пятые — "Глобус" М. Львовского на стихи М. Светлова (1947)... Некоторые исследователи относят появление авторской песни к 1946 году, когда Булат Окуджава, тогдашний студент первого курса филологического факультета Тбилисского университета, написал свою первую песню — "Неистов и упрям, гори, огонь, гори..." Окончательно же жанр авторской песни оформился в середине 50-х годов.

 

Рассмотрим социальные предпосылки возникновения авторской песни.

 

Непосредственным толчком к окончательному оформлению и обретению массовости авторской песни в СССР послужили духовные сдвиги в жизни страны во второй половине 50-х годов, ожидаемые обществом. В результате этих преобразований в художественной литературе, публицистике, в разных видах искусства возникает ряд направлений интеллектуально-гражданственной направленности, которые вскоре получат общее название "шестидесятничество". Молодая московская поэзия, представленная творчеством Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Е. Евтушенко и ряда других поэтов, ставших главными трибунами политической оттепели, рождение экспериментальных театров и кинематографа — эти явления дали пример, с одной стороны, мировоззренческой открытости высказывания, с другой — критической аналитичности даже относительно таких явлений политической жизни, посягательство на неприкосновенность которых в условиях тоталитарной диктатуры было немыслимым. Центры культурных преобразований формируются прежде всего в Москве и Ленинграде — городах, ставших центрами политических реформ.

 

Как одно из проявлений "шестидесятничества", зарождается и авторская песня, возникновение которой было отмечено появлением целого созвездия чрезвычайно популярных в среде либерально настроенной интеллигенции авторов-исполнителей. Ряд ее представителей одновременно принадлежал к молодой московской поэзии (Булат Окуджава), Новелла Матвеева, Александр Галич, Николай Рубцов). Среди других ведущих бардов в 50 — в начале 60-х годов начали свою деятельность в Москве Михаил Анчаров, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Дулов, Юлий Ким, Юрий Коваль, Виктор Берковский, в Ленинграде — Александр Городницкий, Александр Дольский, Евгений Клячкин, Юрий Кукин.

 

В последующие десятилетия (первая половина 60 — первая половина 80-х годов), когда авторская песня фактически оказалась под государственно-идеологическим запретом, это явление не только не прекратило своего существования — наоборот, получило значительное распространение на территории всей страны. Создавались многочисленные фестивали — как нелегальные, так и полулегальные под маркой туристской песни или самодеятельного молодежного творчества. В это время существенно расширилась жанрово-тематическая и стилевая палитра авторской песни, выросло новое поколение ее ярких представителей — Виктор Бережков, Борис и Юрий Вайханские, Арик (Арон) Крупп, Александр Мирзоян, Сергей Никитин, Вероника Долина, Вадим Егоров, Александр Розенбаум и др.Все это свидетельствует о том, что авторская песня не была просто функцией определенной политической ситуации. Или очередной массовой модой, — напротив, она заявила о себе как о жизнеспособном оригинальном явлении художественной культуры со своими специфическими механизмами сохранения, воспроизведения и распространения, со своей устойчивой средой бытования, в котором указанные механизмы действуют наиболее активно.

 

Звучат строки Б. Окуджавы:

 

...Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить...

 

("Я пишу исторический роман")

 

Учитель: — Необозримо поэтическое море. И каким же даром надобно обладать, чтобы не затеряться, — не утонуть, не кануть в небытие в таком словесном безбрежии! Одни поэтические звуки (вроде бы поэтические) рождаются на свет и, минуя твое сердце, исчезают бесследно. У подлинной, истинной поэзии куда более счастливая судьба: она и радует наш слух, и — что особенно важно — тревожит, волнует душу, оставаясь накрепко и надолго в памяти. Достаточно нам услышать: "Булат Окуджава" — и сейчас же зазвучат в нас неповторимые строки его давних поэтических творений:

 

Звучит песня Б. Окуджавы "Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."[3]

 

Сколько лет мы не слышали живого голоса Булата Окуджавы? Кажется, вечность. Да годы-то какие — все смешалось, перепуталось: трагизм и ликование, бессилие и натиск, отчаяние и надежда... И вот, взъерошенные, не сумевшие угнездиться в зыбком хаосе, через "арбатскую ностальгию" Окуджавы постигаем мы "святую науку — расслышать друг друга" и хоть чуточку заглянуть в себя.

 

Булат Шалвович Окуджава (1924 — 1997) — один из оригинальнейших русских поэтов XX века, признанный основоположник авторской песни.

 

До 1940 года жил на Арбате. И дата, и место рождения поэта со временем приобрели символический характер. 9 мая стало днем окончания самой страшной и бесчеловечной войны, о которой фронтовику Окуджаве удалось сказать в своих песнях новое слово. Арбат же в лирической системе поэта сделался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти — всего, что противостоит войне, жестокости и насилию. Значительная часть лирики Окуджавы написана под впечатлениями военных лет. Но эти песни и стихи не столько о войне, сколько против нее: "Война же, согласитесь, — вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну". До последнего дня, оглядываясь назад, восхищаясь победой, гордясь участниками Великой Отечественной, поэт не переставал надеяться, что мы, люди, научимся обходиться без крови, решая свои земные дела. В последних стихах Окуджавы есть строки:

 

Солдат идет с винтовкой, врага он не боится.

Но вот какая странность в душе его творится:

Он пушки ненавидит, и войнам он не рад...

Конечно, если это не лапоть, а солдат.

 

И все же: "Война так въелась в меня, мне трудно от нее избавиться. Все мы, наверное, рады были бы навсегда забыть о войне, но, к сожалению, она не затихает, она идет по пятам... Сколько же мы, люди, будем побеждать эту войну?"

 

Жизнь Булата была нелегка. В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован и затем расстрелян. Мать была сослана в лагерь. Самому Булату Окуджаве едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына "врага народа". Из девятого класса московской школы он ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, а после ранения — радистом тяжелой артиллерии. С 1945-го по 1950 год Окуджава учился на филологическом факультете Тбилисского университета. Тогда и родилась его первая песня "Неистов и упрям, гори, огонь, гори...".

 

В этом небольшом, но чрезвычайно динамичном и насыщенном тексте можно увидеть своеобразное зерно того жанра, который получит затем широкое развитие. Здесь поражает сочетание внешней простоты, кажущейся безыскусности с глубиной мысли и переживания. О чем песня? Да обо всем на свете: о неиссякаемой таинственности жизни, о той полноте бытия, которая постигается нами лишь на пути трагических испытаний. О самых серьезных вещах здесь говорится с артистичной легкостью, почти небрежностью. Песня создает атмосферу искренности, доверительности, внутренней свободы. Песня родилась в студенческой среде, но автором ее стал не вчерашний школьник, а человек, умудренный жизненным и военным опытом, не по книгам знавший, что такое "самый страшный суд". Не случайно, что сегодня, столько лет спустя, первая песня Окуджавы нисколько не устарела, ее романтико-философский настрой по-прежнему близок многим. И сам поэт, и последовавшие за ним рыцари авторской песни пронесли этот "неистовый" и "упрямый" огонь сквозь десятилетия.

 

По окончании университета Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В 1956 году в Калуге вышел его первый поэтический сборник "Лирика". Окуджава переезжает в Москву, куда вернулась после реабилитации его мать. Вскоре в кругу московских литераторов приобретают известность многие песни поэта, которые он сначала исполнял в дружеском кругу, а примерно с 1959 года — и публично. В 60-е годы потребность в жанре, который позже назовут "авторской песней", оказалась чрезвычайно велика. Закономерность его появления, естественное вхождение в культуру того времени точно выразил Давид Самойлов:

 

Былым защитникам державы,

Нам не хватало Окуджавы...

 

Выступления Окуджавы начинают записываться на магнитофоны, и вскоре его песни узнает вся страна. Многомиллионная аудитория поэта складывалась в основном из людей, ни разу его не видевших, но ощутивших с ним прочный, доверительный эмоциональный контакт. Всплеск популярности авторской песни связывают прежде всего с творчеством Булата Шалвовича Окуджавы. Окуджава не изобрел новый жанр, но поднял его сразу на иной уровень музыкальных и поэтических достоинств, сохраняя атмосферу доверия, искренности, исповедальности. Наиболее характерной стороной поэзии Окуджавы является изысканная простота. Ей чужды громкие фразы и ложная многозначительность. Эти стихи-песни создают целый художественный мир, который принимает слушателя, и лечит, и радует, и успокаивает, и бодрит.

 

Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.

 

Лирика есть как бы концентрация, средоточие в максимальной степени родовых свойств искусства в целом. Смело можно говорить о том, что Б. Окуджава — и в прозе, и в поэзии, и в песенном своем творчестве — есть лирик из лириков. Его анализ своего собственного беллетристического творчества является классически точным воспроизведением принципов лирики. Есть у Окуджавы стихотворение, которое начинается так:

 

Зачем торопится в Сибирь поэт Горбовский?

Чтоб делать там с души своей наброски...

 

Да, это общий принцип его творчества. Окуджава полагал, что единственная задача художника — рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем: "Что бы я ни писал: стихотворение, повесть, песню, роман — всегда и везде я рассказываю о себе, не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни противникам".

 

У поэта соперника нету

ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

это он не о вас — о себе.

 

Жизнь его стала легендой. Никакая магнитофонная запись не передаст всего богатства интонаций его чудесного голоса, хотя ничего выделанно-вычурного в его голосе, конечно же, нет. Стихотворения и песни Булата Окуджавы отражают большой мир существующих и во времени, и в пространстве человеческих ценностей, точнее было бы сказать — общечеловеческих ценностей.

В книге "Веселый барабанщик" (1964) было напечатано стихотворение, которое можно считать программным для всего творчества Окуджавы. Оно начинается так:

 

Не верю в бога и судьбу.

Молюсь прекрасному и высшему

Предназначенью своему,

На белый свет меня явившему...

Чванливы черти, дьявол зол,

Бездарен Бог — ему неможется...

О, были б помыслы чисты!

А остальное все приложится.

Вторая строфа кончается словами:

О, были б небеса чисты!

А остальное все приложится.

Третья завершается так:

О, руки были бы чисты!

А остальное все приложится.

 

Афористически точны в своей чистой, высокой доброй нравственности практически все его песни, какую ни взять, и можно было бы, любуясь, цитировать одну за другой.

 

Тот замечательный нравственный потенциал, который содержится в поэзии Окуджавы, в сочетании с природным умением автора донести до слушателя не только свою главную мысль, но и все оттенки настроения, позволяет воспринимать его песни как неподражаемо исполненные драматизированные сцены и миниатюры. Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями — доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает. "Мой дорогой", "а мы с тобой, брат", "давайте восклицать", "извините...", "пожалуйста...", "знаете..." — слова, выражения, казалось бы, необязательные и, как утверждали суровые критики Окуджавы, "совершенно лишние". Но, возможно, именно с них начинает устанавливаться в диалоге поэта со слушателями столь желанная атмосфера сердечности и непринужденности. В стихах Окуджавы часто присутствуют ирония и самоирония, уравновешивая несколько непривычное для песни столь откровенное выражение авторского чувства. Настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, назидательность, Окуджава проповедует простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии.

 

Звучит песня Б. Окуджавы "Надежды маленький оркестрик".

 

В начале его творческого пути нередко встречались попытки композиторов писать свою музыку на его стихи, имеются и пластинки с исполнением его песен профессионалами, но с годами эта мода стала отходить, потому что сравнение оказывается совершенно не в их пользу. Те вечные истины, которые исповедует Окуджава, внушаются им без тени грозной назидательности, но либо с мягким юмором, либо с подлинной грустью, либо с глубокой убежденностью. И всему этому чудесно соответствуют его мелодии.

 

Б. Окуджава в песнях жалел всех: и хороших, и плохих. Он жалел себя, усталых путников, девочек, девушек, замужних женщин и бабушек, жалел "шарик голубой", пехоту, мальчиков, снова себя, снова женщин, наконец, свою душу.

 

Звучит песня Б. Окуджавы "Шарик голубой".

 

Впрочем, сложность эту мудростью мыслителя и инстинктом художника осознал и преодолел, двигаясь собственным путем и минуя все подсказки, сам поэт.

 

Поскольку Окуджава занят не столько бытовыми, сколько бытийными категориями действительности, постольку, естественно, для него все более многоаспектной становится его лирика, все более гармонически-всеохватным взгляд на мир: этого требует мера вещей, масштаб, который он принял сам для себя. Мы должны своим творчеством разоблачать зло, гневно говорить о мещанстве, обывательщине (это они противостоят обновлению нашего общества), поэтическим словом служить обществу.

 

Все написанное Булатом Окуджавой создано в горячем сердцебиении, а потому волнует, тревожит, беспокоит и радует нас, коим принес поэт в дар свои бесценные художественные сокровища.

 

"Настоящее искусство" Булата Окуджавы, постоянно набирая новые краски, уже десятилетиями служит людям. И будет служить — в силу высокого художественного таланта, гуманизма и мудрости его творца.

 

То ли мед, то ли горькая чаша,

То ли адский огонь, то ли храм...

Все, что было его — ныне ваше.

Все для вас. Посвящается вам.

 

Литература:

 

1. Авдеева А.А. Авторская песня на уроках музыки // Искусство в школе. — 1997. — № 3.

2. Авдеева А.А. Песни нашего века // Искусство в школе. — 2000. — № 1.

3. Авдеева А.А. Что-то слышится родное // Искусство в школе. — 1997. — № 5.

4. Авторская песня. Книга для ученика и учителя. — М., 1997.

5. Андреев Ю.А. Наша авторская. — М., 1991.

6. Андреев Ю.А., Вайнонен Н.В. Наша самодеятельная песня. — М., 1983.

7. "Нет хода нам назад". 33 московских барда. — М., 1991.

8. Шепот и крик (беседа с Л. Аннинским) // Музыкальная жизнь. — 1988. — № 12.

В сб.: Развитие творческих способностей учащихся на уроках мировой художественной культуры и во внеурочное время. — Брест: ИМП, 2002

 

_____________________________________________

[1] Там же. — С. 26.

[2] см., например: Смирнов И.В. Время колокольчиков: жизнь и смерть русского рока. — М.: ИНТО, 1994. — С. 19.

[3] В ходе лекционного материала учитель может подбирать иллюстративный материал по собственному усмотрению.

 

 © bards.ru 1996-2024