В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

18.01.2010
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
Авторы: 
Дольский А.

Источник:
"За индустриальные кадры". Многотиражка Уральского Политехнического института. г. Свердловск. 28.12.1967
http://bard-cafe.komkon.org/Ural/text/Dolsky/t002.html
 

Гитары против мещанства

Началось с того, что песенные тексты некоторых профессиональных композиторов в какой-то момент перестали удовлетворять слушателей, особенно молодых. Появился Б. Окуджава.

 

Все очень просто. Три аккорда на расстроенной гитаре, но какой богатый мир образов, философская глубина и вместе с тем доходчивость, естественность! Не все у него было на одинаковом уровне, но это был толчок. Конечно, многие из ныне существующих авторов начинали независимо от Окуджавы, но на большинство он оказал влияние, и, что особенно важно, с него фактически появился интерес аудитории к таким песням.

 

Отсюда и завертелась мельница. Что ни год, то новые имена, новые песни: Ким, Кукин, Клячкин, Высоцкий, Визбор, Вахнюк — это только самые известные. Залы переполнены, на концерт самодеятельного автора трудно попасть.

 

Менестрелей столько, сколько на свете людей, которые любят их слушать. Я осмеливаюсь утверждать, что любой человек, пришедший на концерт самодеятельного автора не из праздного любопытства, это уже потенциальный поэт и композитор, потому что его волнуют те же проблемы, что и того, кто стоит у микрофона с гитарой. Между ними устанавливается невидимая, но тесная связь, которая помогает автору донести тонкие нюансы своей песни. Песня, преломляясь в восприятии слушателя, как бы рождается вновь, но немного в другом качестве, соответствующем субъективному мироощущению второго автора — слушателя.

 

Многие пытаются объяснить возникновение движения менестрелей только с социологических позиций, другие утверждают, что это явление искусства.

 

Почему я называю это явление движением? Не громко ли звучит? В США есть движение "гитары против войны". Молодые люди поют антивоенные песни на эстрадных площадках и прямо на улице. Они составляют часть всеобщего антивоенного движения.

 

В нашей стране движение менестрелей можно назвать "гитары против мещанства". Большинство песен носит философский, гражданский характер, в них выражаются мироощущения современного человека. При помощи гитары — одно время считавшейся мещанским инструментом — происходит борьба за моральную чистоту личности.

 

Бросьте в прошлое ваши пожитки,

Не жалейте — что за полжизни.

Лишь в ладошку немного лучей

Зачерпните — и в путь скорей.

Ваши руки должны быть свободны,

Чтоб подать их кому угодно.

Вот и все, и преград вам нет,

Ваш багаж — только солнечный свет.

 

Необходимо сразу установить те границы, за пределами которых движение теряет свою художественную ценность. Самодеятельных песен — море. Из них лишь часть вызывает серьезный интерес. Здесь не принимается во внимание "лирика подворотен". Движение основывается только на ценных, с точки зрения художественной, песнях. Другое дело, что слушателю подчас трудно самому в этом разобраться, но это уже вопрос личной культуры.

 

Общеизвестно марксистское положение о том, что с ростом духовного и культурного уровня личности искусство перестает быть только ареной деятельности избранных. Человек незаметно для себя приобщается к созданию духовных ценностей, которыми раньше он только наслаждался. Это второе призвание не только не мешает его основному занятию, а наоборот, расширяет сферу его интересов, способствует гармоническому развитию, более полному познанию жизни. Ведь искусство — одна из форм познания объективного мира.

 

Не является ли движение менестрелей подтверждением этого тезиса, особенно, если взять хороших авторов, хорошие песни. Например, Ада Якушева — педагог, Ким — педагог, Высоцкий — актер, Визбор — журналист, Вахнюк — корреспондент радио и т.д. Они хорошо знают жизнь. В конце концов, они просто умные люди. А это уже важно.

 

Искусство исходит из народа — старая формула. Раньше было — брал бородатый дядя гусли, слагал песни, баллады, припевки — становился баяном. Его уважали, приглашали на свадьбы, к княжескому столу, в позднейшие времена о нем писали исследования искусствоведы.

 

Не являются ли самодеятельные песни по своей внутренней определенности так же народным творчеством?

 

Однако, многие именитые композиторы и искусствоведы считают, что самодеятельная песня — вообще не песня в том смысле, что они имеют низкую музыкальную культуру. Но песня "За туманом", сочиненная музыкально безграмотным гитаристом, побивала все рекорды популярности задолго до того, как московское радио и телевидение снизошли до нее, в то время, как песня про телефон, которую поет Полад Бюль-Бюль-Оглы, можно было услышать по радио буквально три раза в день.

 

Лучшие самодеятельные песни оказывают влияние на профессиональные. Например, нельзя не заметить этого на последних песнях Таривердиева. Появление такой песни как "Зависть белая", исполненной впервые на Сочинском фестивале, тоже говорит о влиянии движения менестрелей на профессиональную эстраду. Так что хочет кто-нибудь этого или нет, а самодеятельные песни становятся фактом нашего искусства.

 

Что касается другой стороны вопроса — музыкальной безграмотности авторов песен, тут упреки вообще-то справедливы. Но дело здесь не такое уж беспросветное, как его пытаются некоторые представить. Дальнейшее развитие движения, очевидно, будет идти как раз по линии развития музыкальной культуры не в ущерб, конечно, поэтическому текстовому компоненту.

 

А. Дольский, аспирант

 

 © bards.ru 1996-2024