В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

14.01.2010
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Мирзаян Александр Завенович
Авторы: 
Книжник Юрий

Источник:
http://www.baku.ru/blg-list.php?id=6618&usp_id=0
http://www.baku.ru/blg-list.php?id=6618&usp_id=0
 

20 июля - 60 лет Алику Мирзаяну - бакинцу, барду, прекрасному человеку

Александр Мирзаян безусловно является одним из самых лучшиx и интересных современных бардов. Гитаристы не верят, что человек, никогда не учившийся музыке, может так виртуозно играть. Композиторы восхищаются его гармониями, а безголосые кумиры публики — удивительной силой и чистотой его голоса. Любители "чистой поэзии" преклоняются перед его композициями на стихи Иосифа Бродского. Для человека, никогда не проявлявшего ни малейшего желания быть модным у всех без выбора, Мирзаян, тем не менее, снискал удивительную популярность в среде настоящих любителей авторской песни, граничащую со своего рода культом. Его слово на всесоюзных конкурсах песни — одно из решающих. За последние несколько лет, пожалуй, не было еще автора, чей первый предстоящий приезд в США ожидался бы с большим нетерпением.

 

Александр Мирзаян родился в 1945 г. в Баку; вырос в Москве, где и проживает по сей день. По образованию инженер-физик, долгие годы работал в Институте Теоретической и Экспериментальной Физики. Песни пишет с 1966 года на свои стихи и стихи русских поэтов XX века. Лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей, в том числе и Грушинского (1977). С 1987 года — художественный руководитель творческого объединения профессиональных авторов-исполнителей "Первый круг", куда также входят Лорес, Луферов, Кочетков, Капгер и другие. Заместитель председателя всесоюзного художественного совета авторской песни; президент ассоциации российских бардов (АРБа). Член московского комитета литераторов. Постоянно участвует в работе жюри различных фестивалей и слетов. Вышли компакт-диск и несколько аудиокассет.

 

Далеко не многим известно, что Мирзаян, как и Юлий Ким, всегда был близок к диссидентскому движению, что уже в 70-е годы его стиxи и песни включались в самиздатовские сборники, а автор не раз вызывался в КГБ. Мирзаян первым стал писать и — что было куда опасней — публично петь песни на стиxи запрещенного Иосифа Бродского. Он также близко знал А.Галича и провожал его за "бугор"

 

Феномен Мирзаяна в том, что он заставляет публику, привыкшую к китчу и ждущую развлечений, слушать поэзию. Ему удается то, что называется проникновением в стихи, и его песни дают возможность не только узнать стихи Бродского, Хармса, Сосноры, Цветаевой, Чуxонцева, Оскара Уальда, Чезаре Павезе и других отнюдь не простых для восприятия поэтов, но и по-настоящему понять их, глубоко прочувствовать. Будь то однозначно найденная мелодия, живой голос гитары или неповторимая интонация автора песни — все эти тропинки ведут нас вглубь звука и смысла, возбуждают чувство и мысль. Может быть, именно в этом союзе чувства и мысли, который закреплен музыкой, словом и интонацией, — главная особенность песен Мирзаяна. Равным ему в этом — пожалуй только Сергей Никитин, с которым Мирзаяна роднит гениальное умение достичь того таинственного слияния музыки и слов, при котором музыка уже не только ни соперничает с поэзией, но и не является более лишь подчиненным ей средством популяризации стихотворного слова. Слияние, которое угадывает движение человеческой души и само способно привести душу в движение.

 

Художественный вкус Мирзаяна очень высок как в отборе чужих стихов, так и в создании своих собственных, которые выглядят весьма достойно даже в столь представительном соседстве. Сам Мирзаян не считает себя стихотворцем, поэтом в литературном смысле этого слова. Он пишет текст, как и выбирает его — для песни. При этом песни Мирзаяна оседают надолго, хотя их бывает непросто слушать по первому разу из-за резких вспышек метафор, цепочек ассоциаций (звенья которых принадлежат самым различным слоям культуры) и неожиданных отражениях привычного в зеркалах иронии и самоиронии. Они актуальны не только своим образным языком, возбуждающим нашу историческую память и социальную причастность ко всему, что происходит вокруг нас. В песнях Мирзаяна упрочен мир тех чувств, которые необходимы человеку во все времена, и они несут в себе интеллектуальный и нравственный заряд, который способствует становлению человеческой души, то есть тому, чего нам так часто не хватает.

 

Лишь музыка не держит, что нашла,

Но ей одной дано касаться двери,

К которой так торопится душа,

Где каждому откроется по вере.

 

Но есть еще одна и немаловажна грань дарования Мирзаяна: его исполнительское мастерство. Это виртуозная, выверенная до деталей, но все-таки взлетающая до вдохновения, игра на гитаре, которую аккомпанементом как-то уже и не назовешь. Это великолепный, глубокий баритон. Кроме того, у Мирзаяна есть еще и удивительный природный артистизм. Его исполнение отличает сильнейшая экспрессивность и выразительность, от него всегда исходит высокий энергетический заряд незаурядной личности. На сцене он обаятелен и открыт, но это не заигрывание с публикой, а серьезная работа. Он всегда культурен. Культурные песни для культурных людей ...

 

Наверно, именно это сочетание эмоциональности и драматизма с одной стороны, и культурности с другой делает Мирзаяна исключительным и уникальным явлением среди российских бардов.

 

С приходом перестройки и всеобщей гласности, а затем и в новой, постсоветской эпохе, Александр Мирзаян по-прежнему остается верен себе и своему творческому кредо. Он выдержал испытание свободой, не поспешил на эстраду или ТВ, следу своим принципам, что внешние средства в авторской песне не должны подчинять себе ее внутреннюю суть (как, к сожалению, зачастую и происходит сейчас с теми авторами, кто пошел по пути всеобщей популяризации своего творчества). Мирзаян по-прежнему относится к слушателям серьезно, и не пытается во что бы то ни стало отвлечь или развлечь их, добиться сегодняшнего успеха, аплодисментов. Вместо этого он приглашает в напряженное поле своего творчества каждого, кто готов разделить это напряжение, и каждый его концерт — это серьезный диалог со зрителем. Не понижая планки, Мирзаян так и остался "элитарным" автором, в том же смысле, в каком элитарны Бродский и Ростропович. Он, наверно, единственный из мэтров, на чьих концертах по-прежнему престижно встречаться.

 

Трудно объяснить секрет удивительного воздействия Мирзаяна на слушателей. Может быть, главная причина кроется в его гитаре? В том, что при всей экспрессии, ей удается оставаться тонкой и интеллигентной? Или в том, что гитара эта составляет как бы единое целое с энергией стиха, что не дает возможности пропустить ни одной поэтической строки? А неповторима мирзаяновская интонация? Каким образом она западает в душу настолько, что отделаться от нег не могут десятки самодеятельных авторов песни? Может быть, именно в ней как раз и есть то, что делает высокие чувства и глубокие мысли доступными дл восприятия "задерганных" слушателей? Ответить на эти вопросы невозможно, как невозможно объяснить большой талант сочетанием понимания времени, чуткой души и высоким мастерством, накопленным за тридцать лет. Мирзаяна надо увидеть, услышать и понять самому. Попробуйте — не пожалеете!

 

Юрий Книжник

 

22.07.2005

 

http://bards.pp.ru/Mirzayan/Pesni/

 

 © bards.ru 1996-2024