В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

18.12.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Воронов Виктор

Источник:
http://fluite.livejournal.com/2811.html
http://fluite.livejournal.com/2811.html
 

Надо бы проще... да только сложна простота

Конфликт вокруг Грушинского – предварительное послесловие

 

Сорок лет назад, спасая детей, погиб куйбышевский студент, турист, Валерий Грушин. За эти годы его имя стало символом крупнейшего в мире песенного фестиваля — Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина.

 

За сорок лет прошло их 33 — первый, тогда еще не фестиваль, а просто поминальный сбор туристов — в 1968 году. Был на излете застоя перерыв в несколько лет. Власти испугались масштабов и непредсказуемости происходящего.

В перестройку фестиваль возродился, достигнув невероятного размаха — сотни тысяч людей собираются в первые выходные июля на Мастрюковских озерах, тысячи гитар расчехляются и на множестве сцен фестиваля проходит песенный многодневный марафон. Завершающийся концертом на плавучей гитаре у подножья Горы — грандиозного крутого склона, образующего гигантский зрительный зал.

 

Пережил фестиваль и распад Союза, и бурные 90-е, и дефолт...

 

Так было. Но как будет? В этом году — году раскола фестиваля на два.

 

До очередного, 34-го, остаются считанные дни.

 

Меж тем, помимо фестиваля им. В. Грушина, который пройдет с 4 по 8 июля на традиционном месте, несколько недель назад назад был заявлен еще один, "истинный фестиваль им.В.Грушина", который проведет Грушинский клуб на другом месте, в 12 километрах от Мастрюков — на Федоровских лугах, где фестиваль проходил в конце семидесятых.

 

Есть мнение:

 

Городницкий А. М.(25 апреля сего года):

 

1. Грушинский фестиваль должен быть один и независимо от организаторов должен проходить на традиционном месте.

 

2. Все стороны должны прийти к взаимному соглашению и созданию совместного Оргкомитета без всяких ультимативных требований друг к другу.

 

3. Фестиваль нуждается в кардинальной переделке и требует коренного улучшения, как в плане художественной части, так и в плане организации. Он должен вернуться к авторской песне, а не быть эстрадным шоу с привлечением популярных эстрадных исполнителей.

 

4. Авторская песня это то, что объединяет, а не разъединяет людей. Поэтому любые попытки внести раскол в это движение, в частности расколоть фестиваль надвое, безусловно, являются вредными.

 

В прошлом году прошел тендер на право аренды Фестивальной поляны (поскольку предыдущий арендатор — ГУП "Самара-Гео" оказался несостоятельным). И тендер этот Грушинский клуб проиграл фирме "Мета". Как до того проиграл его предыдущему арендатору. Скандал начался прямо во время 33 фестиваля — Борис Кейльман, президент Грушинского клуба, объявил, что "на цифре 33 фестиваль распяли" — и началась борьба Клуба с Метой за землю. Спор хозяйствующих субъектов. Со всеми сопутствующими атрибутами.

 

Меж тем новый арендатор от проведения фестиваля отказываться не собирался — не для того на тендере были потрачены три с лишним миллиона рублей (кстати, Клуб предлагал один миллион — трехкратная разница для подобных тендеров нехарактерна вообще-то). И, получив категорический отказ от переговоров о фестивале со стороны Кейльмана, владелец Меты Николай Мартынов нашел альтернативу — художественный совет фестиваля согласился возглавить Исай Фишгойт — один из отцов-основателей Грушинского фестиваля и Грушинского клуба. Человек, на чьей кухне писались и первый Устав Клуба, и первые Положения о фестивале. Многие десятилетия Фишгойт организовывал работу жюри и конкурс. Но в последние годы, не находя общего языка с Кейльманом — он отошел от дел.

 

По его предложению в подготовку к фестивалю включились клубы авторской песни Самары и области, Творческое объединение "Самарские барды".

 

Творческим директором стал Петр Старцев (лауреат Грушинского в дуэте с О. Митяевым, всего же у него на ГФ пять лауреатств).

 

Исполнительным директором была назначена Елена Афонина (не один год занимавшая аналогичную должность в Грушинском клубе).

 

Юридические же права на "брэнд" фестиваля и его символику зарегистрированы на московский "Фонд "Фестиваль имени Валерия Грушина" — и его директор, Михаил Грушин (племянник Валерия Грушина), тоже начал сотрудничать с Метой, и дал "добро" на использование "брэнда".

 

Как случилось, что Клуб оказался без юридических прав – могут понять, наверное, только юристы.

 

Чьи моральные права правее – Грушинского клуба и Бориса Кейльмана или Исая Фишгойта и клубов, творческих объединений и отдельных людей, многие годы участвовавших в проведении и организации Грушинского фестиваля, и решившихся на сохранение его на традиционном месте – решает каждый для себя сам.

 

И пошли параллельно два процесса — с одной стороны, борьба Грушинского клуба за землю, потом и за фестиваль, с другой стороны — подготовка к проведению 34 фестиваля новой командой. Впрочем, в нее вошли достаточно известные на фестивале люди, не один год отработавшие в оргкомандах прежних лет.

 

Был образован оргкомитет, в него вошли, как и всегда, представители органов власти, силовых структур, МЧС. Возглавил оргкомитет депутат Губернской Думы.

 

Дважды — при формировании Оргкомитета и на его первом заседании – Грушинскому клубу было предложено войти в состав оргкомитета.

 

Но борьба за землю обернулась фактически борьбой за монополию на проведение фестиваля. В предыдущие двадцать лет она была у Клуба, и ради сохранения ее были пущены в ход все рычаги.

 

Впрочем, и другая сторона тоже не особенно церемонилась в выяснении отношений – за эту зиму в местной и федеральной прессе, не говоря уж о Интернет-форумах и блогах, об истории Грушинского фестиваля, Клуба и об отдельно взятых участниках событий написано столько, что разобраться уже почти невозможно – кто прав, кто виноват...

 

Неким символом происходящего стал показательный жест Грушинского клуба по отношению к своему отцу-основателю: в дни своего восьмидесятилетия Исай Львович Фишгойт вместо поздравлений получил от Клуба извещение о своем исключении из Грушинского. Заодно исключили и Старцева Петра (который никогда в Клубе не состоял да и не претендовал на членство) и Елену Афонину. 9 апреля Общее собрание клуба утвердило это исключение.

 

Видимо, это был ответ Клуба на предложение Администрации Самары (сделанное 5 апреля) войти в Оргкомитет фестиваля. Власть предержащие попытались примирить стороны еще раз на первом заседании Оргкомитета – 25 апреля.

 

Но Грушинский клуб занимал жесткую позицию – все или ничего – и к тому времени (еще 20 апреля) объявил о проведении своего – "истинного" — фестиваля имени Валерия Грушина.

 

И проигнорировал предложение оргкомитета: "Мы ещё раз предлагаем Общественной организации "Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина" войти в состав оргкомитета и художественного совета "34 Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина" на равноправной основе, без каких либо условий с обеих сторон".

 

Видимо и потому, что начиналось это предложение с жесткого заявления Оргкомитета: "У клуба отсутствуют законные права на использование личного имени Валерия Грушина, а также на все его производные в связи с отсутствием разрешения его наследников".

 

Началась подготовка двух фестивалей.

 

Как сказала очаровательная девушка, дипломант Грушинского фестиваля: "Мне то что делать? Я и умная, и красивая. То есть мне к кому ехать? Зовут-то и те, и те???"

 

А. Городницкий, А.Дольский, О.Митяев — список долог, весь приводить нет смысла, заняли нейтральную позицию и не дают согласия ни одной из сторон – до примирения.

 

И объединения.

 

Мнение Д. А. Сухарева (18 мая):

 

"Мы не должны допустить, чтобы раздвоение Грушинского фестиваля внесло раскол в наши ряды. Нельзя, чтобы в наших голосах прозвучало ожесточение. Кто-то из нас руководствуется верностью дружбе, кто-то интересами дела, чей-то выбор определяется иными мотивами, но среди нас не было и нет нечестных — нет таких, кто, выбирая между Мастрюковскими озёрами и Фёдоровскими лугами, руководствуется корыстью или чем-то в этом роде.

 

Давайте беречь атмосферу дружелюбия, которой всегда славилось бардовское сообщество. Давайте увидим в сложившейся ситуации светлую сторону. Нет худа без добра: я уверен, что на той и другой фестивальной поляне организаторы вынуждены будут расстараться, чтобы доказать свою состоятельность. А мы будем им в этом помогать, и в результате выиграет наше общее дело — наша любимая авторская песня. То есть выиграет каждый из нас."

 

Пока же есть два списка приглашенных и две концепции фестиваля:

 

На Мастрюковских озерах, на традиционном месте решено вернуть на фестиваль традиции авторской песни. Лозунг фестиваля – "Тишина. Гитара. Голос". В то же время сохраняются практически все традиционные "малые" площадки фестиваля – Кольский Бугорок, Междуречье, Часовые пояса, Пеньки. Да, пожалуй, практически все "внутренние проекты фестиваля", за исключением разве что "Зазеркалья", остаются на своих местах.

 

Пожалуй, "Кольский бугорок" наиболее отчетливо сформулировал причины своего решения остаться:

 

"В этом, 2007 году, наше братство — Кольский бугорок, наш бардовский лагерь собирается уже в 20-ый раз!!! Мы, жители Кольского бугорка, не хотим и не будем принимать участие в дележе памяти Валерия Грушина.

 

Кольский бугорок — независимая территория справедливости и творчества при любом политическом раскладе и при помощи тех, кто всегда так или иначе помогал нам выжить.

 

Наш нейтралитет — в наших творческих программах, во взаимодействии со всеми, кому интересно созидание, взаимопонимание и любовь.

 

Раздвоение и прочие разрывы — не для нас.

 

Мы остаёмся Кольским бугорком на Кольском бугорке, и надеемся, что наши голоса и голоса наших гитар будут слышны.

 

Мы уведомили об этом территориальное руководство, получили приглашение и дали согласие принять участие в творческой работе фестиваля.

 

Ждём вас на Кольском бугорке на фестивальной поляне в районе Мастрюковских озёр, а откуда придёте вы: с озёр или с лугов — вам решать, и мы вас не спросим.

 

Сергей Каплан, Александр Софронов, Александр Шестеряков от имени и по поручению Кольского бугорка"

 

Кроме того на фестиваль возвращаются важнейшие для мира авторской песни проекты: "Второй канал" и "АЗиЯ-ПЛЮС" — им отдана четвертая эстрада фестиваля.

 

Список гостей и участников, подтвердивших свой приезд, более чем представителен – Д. Сухарев, В. Луферов, А. Мирзаян – всего более сотни имен.

 

Финал большого конкурса возвращен на гитару. А перед концертом на Горе на всех площадках Фестиваля одновременно пройдет "Час классики" — и начнется он ровно в 16-00 с исполнения великой песни Булата Окуджавы "Пока земля еще вертится". Песня будет спета одновременно на всех сценах фестиваля. И в течение часа на них будут звучать только песни классиков жанра.

 

Это то, что будет на Мастрюковских озерах.

 

Грушинский же клуб тоже внес много нового в концепцию своего фестиваля – и список приглашенных на него возглавляет Юрий Шевчук, группы "Грассмейстер", "Белая Гвардия". Будет представлен новый проект А. Иващенко – "Новое поколение". Участники: Павел Фахртдинов, Роман Филиппов, Ксения Полтева, Никита Дорофеев, Кира Малыгина, группа "Адриан & Александр", Лев Кузнецов. Задумано возродить и традиции кострового пения – обещаны оборудованные места для этого, Первая эстрада отдана проекту "Зазеркалье"...

 

И в принципе, может и нет ничего плохого в том, что пройдут два фестиваля имени Валерия Грушина. Конкуренция – двигатель творчества?

 

Если бы не одно обстоятельство: на оргкомитете было отчетливо сказано, что обеспечить безопасность сразу двух мероприятий такого масштаба область не сможет.

 

О. П. Моцарь, член оргкомитета, начальник поисково-спасательной службы МЧС России по Самарской области (21 мая, по телефону): "О проведении фестиваля Грушинского клуба на Федоровских лугах мне ничего не известно. Считаю недопустимым проводить массовое мероприятия без должного обеспечения безопасности людей. Два мероприятия такого масштаба ни спасатели, ни милиция обеспечить не смогут – слишком большие силы пришлось бы задействовать

 

Со стороны Кейльмана это безответственная авантюра (кстати, Грушинский клуб до сих пор не рассчитался с ПСС за прошлогодний фестиваль) – он заведомо знает, что мы физически не сможем обеспечить оба мероприятия и провоцирует ситуацию, когда его фестиваль мы вынуждены будем запретить по совершенно объективным причинам – территория Федоровских лугов не готова к размещению больших масс людей ни по каким параметрам.

 

А быть "гонимым властями" ему вполне выгодно – гонимых у нас считают правыми в ситуации..".

 

И еще одно мнение:

 

И. Фишгойт (22 мая): "Я считаю, что ситуация раскола Грушинского фестиваля – не частное дело отдельных личностей, а позор для Самарской губернии. К сожалению амбиции руководства Грушинского клуба и нежелание расстаться с монополией на фестиваль исключают объединение.

 

И все таки – мы до последнего готовы и настаиваем на объединении фестивалей. Времени катастрофически мало осталось, но пока оно еще есть.

 

В любом случае на Мастрюковских озерах мы ждем всех, независимо от того, поставили они свои палатки у нас или на Федоровских лугах.

 

Фестиваль имени Валерия Грушина открыт для всех!".

 

Воронов Виктор

 

Самара

 

P. S. 22 мая в Москве прошла пресс-конференция Грушинского клуба.

 

Участники пресс-конференции: Д. А. Муратов — "Новая газета", главный редактор; А.С.Иванов— депутат Государственной Думы РФ, Председатель Оргкомитета Грушинского фестиваля; Б.Р.Кейльман — Президент Клуба им. В.Грушина, зам. Председателя Оргкомитета фестиваля; В. Шабанов — Президент фонда им. В.Грушина (Тольятти), зам. Председателя Оргкомитета фестиваля; С.И.Советов – исполнительный директор фестиваля, И.Зверева – Председатель Союза молодежи Самарской обл., руководитель пресс-центра фестиваля; С.В.Минделевич — главный редактор газеты "Вольный ветер", И.С.Алексеева – член Союза писателей Москвы, автор книги "Грушинский фестиваль", А.Сонин – гл. художник фестиваля; И.М.Каримов – Председатель Московского КСП (1967-1987г.), зам. Председателя Всесоюзного Совета КСП (1987-1891г.); И.Грызлов – член оргкомитета международного фестиваля "Петербургский Аккорд"; В.Шемшученко — "Литературная газета", лауреаты и Почетные гости Грушинского фестиваля: Г.Васильев, А.Иващенко, Г.Хомчик, В.Калашников, Н.Кучер, К.Тарасов, П. Фахртдинов.

 

С сайта http://www.rian.ru/culture/20070522/65910597.html : С. Советов: "Главное, чего мы хотим добиться сейчас — это чтобы наш фестиваль прошел, а юридическими вопросами о дубликатах нашего фестиваля пускай занимаются юристы"

 

На объединение шансов практически не остается?

_________________

 

краткая история русской интеллигенции:

Сеем разумное, доброе, вечное!!

 

(программа русской интеллигенции)

 

А вы просо сеяли, сеяли!

А мы просо вытопчем, вытопчем!

 

(народная песня)

 

 © bards.ru 1996-2024