В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

10.12.2009
Материал относится к разделам:
  - АП - научные работы (диссертации, дипломы, курсовые работы, рефераты)
Авторы: 
авторы не указаны...
 

ВЫПИСКА из протокола заседания кафедры истории русской литературы XX века филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова от 30 ноября 2005 г.

"Утверждаю"

Декан филологического факультета

МГУ им. М.В.Ломоносова

Профессор _________ М.Л.Ремнева

"___" ______________ 2005г.

 

ВЫПИСКА

 

Из протокола заседания кафедры истории русской литературы XX века филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова от 30 ноября 2005 г.

 

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

 

Проф. Авраменко А.П., проф. Кормилов С.И., проф. Зайцев В.А., проф. Голубков М.М., проф. Скороспелова Е.Б., проф. Михайлова М.В., проф. Солнцева Н.М., проф. Фатющенко В.И., доц. Герасименко А.П., доц. Искржицкая И.Ю., доц. Леденев А.В., доц. Сотскова М.Н., cт. пр. Монисова И.В., пр. Ничипоров И.Б.

 

СЛУШАЛИ: Обсуждение кандидатской диссертации Жуковой Е.И. "Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции".

 

ВЫСТУПИЛА: Жукова Е.И.

 

Рифма и строфика В.С.Высоцкого для своего времени, в сущности, уникальны; мало кто из поэтов, кроме Высоцкого, в 1960-70-х гг. уделяли столько внимания рифме и строфике своих произведений. Между тем изучение стихосложения Высоцкого еще только начинается.

 

Отдельные работы, освещающие стихосложение Высоцкого, в основном касаются отдельных аспектов его поэтической техники (это статьи П.А. Ковалева "Проблема песенного стиха", В.С. Баевского, О.В. Поповой и И.В. Тереховой "Художественный мир Высоцкого: стихосложение", С.А.Матяш и О.А.Фоминой "Полиметрия Высоцкого", Дж. Смита "Метрический репертуар русской гитарной поэзии", В.Ф.Каюмовой "Некоторые замечания о четырехстопном ямбе у Высоцкого", С.С. Бойко "О некоторых теоретико-литературных проблемах изучения творчества поэтов-бардов", Т.В.Ковалевой "Концепция рифмы в песенном цикле "Алиса в Стране чудес"", ряд статей О.А.Фоминой: "Строфика Высоцкого", "Особенности метрического репертуара песенного и поэтического творчества Высоцкого", "Функции полиметрии Высоцкого").

 

На примере этих исследований видна и необходимость исследовать все творчество в целом; если ставить перед собой цель полноценного анализа строфики, рифмы или метрики Высоцкого, произведения нужно учитывать только все без исключения. Целесообразно привлечь и стихотворения "на случай", различные "маргинальные" миниатюры, представляющие немалый интерес для исследования именно в этой области. По всей видимости, необходимо стараться максимально разграничивать тексты песен и стихотворений Высоцкого, так как при их создании поэтом применялись различные способы: в первом случае ориентация на песенное звучание, во втором – на классическое чтение.

 

Изучение песенной поэзии Высоцкого требует некоторых поправок к традиционному стиховедению, учитывающих специфику песенного стиха, но не нуждается в создании отдельного стиховедческого аппарата, так как Высоцкий преимущественно оперировал классическими средствами стихосложения. Поэтому в спорных вопросах анализа рифмы и строфики стоит склоняться к тем вариантам, которые учитывали фонетический аспект.

 

В первой части диссертации говорится о рифме и каталектике Высоцкого. Рифма у поэта тяготеет к точности и богатству; точная богатая рифма с 1960-х до конца 1970-х гг. вырастает с 23% до 42% от всех рифм. В песнях преобладают мужские клаузулы, называемые М.Л.Гаспаровым "энергичными"; дактилические окончания, считавшиеся с XVIII в. принадлежностью комических, "низких" жанров и народной поэзии, наиболее распространены у Высоцкого в песнях театра и кино, там, где песни стилизованы под народные или где нужно подчеркнуть "говорную" и тем более просторечную интонацию.

 

В плане соотношения тематики и рифмовки сходство тем оказываются вполне закономерными: политическая тематика близка фантастике и философии, а произведения о музыке сходны с песнями и стихотворениями о поэзии. В то же время песни и стихи о путешествиях не тождественны по рифменным параметрам более узким темам гор и моря, которыми первая тема не ограничивается. Помимо тематики можно также рассматривать рифмы с точки зрения основных мотивов и образов: природы, женщин, друзей, врагов, техники и т.д.

 

Высоцкий широко пользуется рифмами для создания комического эффекта своих произведений. Составные и неточные (и приблизительные) богатые рифмы здесь обращают на себя внимание, особенно если одно из рифмующихся слов  лексически низкое: газообразные – маразма, и; тресну я – воскресные, – и таким образом составляют существенную основу комического эффекта. С тематикой связана и эволюция рифм. Блатные песни, составляющие основу первого периода – тяготеют к менее точной рифме; философская лирика, к которой Высоцкий приходит к концу жизни – к более точной.

 

Во второй части диссертации речь идет о строфике. Для того, чтобы дать картину выразительной функции строфики, сначала потребовалось дать и ее типологию, что было частью поставленной задачи. Среди строф Высоцкого встречаются практически все типы, от одностиший до четырнадцати— и шестнадцатистиший.

 

В строфике изменения по периодам творчества оказываются даже существеннее, чем в рифме. Ранние произведения достаточно просты, а с середины 1960-х гг. наблюдается резкий скачок в разнообразии. Далее, в начале 1970-х гг., идет тенденция к удлинению строф, совпадающая с увеличением количества философских песен и произведений для театра и кино. Это сохраняется уже до последних лет.

 

На строфы ложится и композиционно-выразительная роль; в особенности это относится к сложным строфам, часто представляющим собой сочетание "куплет+припев". Часто Высоцкий пользуется сложными строфами и с бóльшим числом составных частей (от трех до шести) для изображения разговорной речи.

 

Кроме проблем выразительности, анализ строфики и рифмы может помочь дать ответы на некоторые важные текстологические вопросы. Во-первых, это вопрос о лесенке и внутренней рифме, а во-вторых – о вероятности песенного предназначения некоторых стихотворений Высоцкого. Первая проблема связана с сложностями публикаций песен Высоцкого (в особенности тех, которые печатаются по черновикам или фонограммам) и вопросами о том, считать ли некоторые строфы четверостишиями с внутренней рифмой или все же отнести их к более длинным строфам. Вторая проблема касается идентификации песенных текстов Высоцкого, которые поэт не успел переложить на музыку, доработать, из-за чего произведения, обладающие всеми качествами песни, издатели относят к непесенным.

 

В заключение можно сказать: из двух этих частей стихосложения рифма оказывается для Высоцкого более значимой как выразительное средство, она дает больший простор для ее применения с целью создания, например, комического эффекта, речевой характеристики, зрительного образа персонажа или предмета, передачи авторской эмоциональности. Строфика имеет несколько меньше таких возможностей; но она помимо описания выразительности, требует еще очень подробного изучения в плане объема.

 

ВЫСТУПИЛ: профессор Зайцев А.В.

 

Рецензируемая диссертация производит весьма благоприятное впечатление. Она безусловно соответствует заявленной теме, которая важна ,актуальна и еще не нашла должного освещения в исследовательской литературе, несмотря на ряд появившихся работ в этом направлении (см. диссертацию и статьи О.А.Фоминой и др.).

 

Работа Е.И.Жуковой отмечена прежде всего теоретической и методологической основательностью, опорой на труды крупнейших ученых (В.М.Жирмунского, М.Л.Гаспарова и др.), максимальной полнотой охвата исследовательского материала (598 песен и стихотворений Высоцкого), а также предельной тщательностью исследования рифмы и строфики поэта с применением статистических методов и компьютерных технологий в синхроническом и диахроническом аспекте (см. стр. 10 "Введения").

 

Все это обусловило научную новизну и значимость диссертации Е.И.Жуковой, представляющей наряду с ее содержательными публикациями весомый вклад в высоцковедение, в частности, в сфере стихосложения поэта.

 

Работа Е.И.Жуковой отмечена четкостью построения. Она состоит из Введения, трех частей, в свою очередь подразделяющихся на главы, Заключения, библиографического списка, насчитывающего свыше 100 наименований, и Приложения, включающего таблицы и графики (кстати, и в собственно текст диссертации вошло около 60 таблиц).

 

В главах 1-й части – "Рифма и каталектика" (с. 14-91) последовательно рассматриваются особенности рифм Высоцкого, их точность и богатство, а вместе с тем своеобразие приблизительной и неточной рифмовки. Интересен здесь анализ "тройных" рифм в четырех-восьмистишиях (с. 28-30), наблюдения и выводы о роли рифмы как приема в сатирических, юмористических, иронических песнях и стихах Высоцкого, анализ особенностей составных, редких и нестандартных рифм, а также внутренних рифм (с.67).

 

Рассматривая синхронический (гл.2) и диахронический (гл.3) аспект рифмы, автор диссертации приходит к убедительному выводу о четкой тенденции движения рифмы Высоцкого "в сторону точности и богатства" (с. 87). Столь же справедливы развернутые выводы диссертантки о зависимости рифм Высоцкого от тематики и периодизации его творчества, а также – имманентных тенденций развития (с. 90-91).

 

В главах 2-й части – "Строфика" (с. 92-152) хотелось бы отметить открывающее этот раздел интересное соображение автора о богатстве строфики Высоцкого, которое можно сравнить "только со строфическим репертуаром Иосифа Бродского" (с. 92), – особенно на общем фоне поэзии второй половины ХХ века. Справедливы здесь и замечания о многообразии строфических форм и оригинальности их сочетания у Высоцкого (с.93), опирающиеся на анализ текстов поэта.

 

Не менее важно, что от конкретных наблюдений Е.И.Жукова далее переходит к обобщениям и выводам по типологии строф Высоцкого, изменениям и тенденциям его строфики по периодам, особенностям строфики по произведениям разной тональности (с.128).

 

Наконец, в 3-й части – "Строфика и рифма" (с.153-182) обстоятельно рассматриваются различные типы рифмовки в строфах, показано, что даже в наиболее простых типах строф (дву— и четырехстишиях) Высоцкий достигает виртуозного сочетания окончаний (ГМГМ, ДГДГ и т.д.). Здесь же прослеживается изменение сложности рифмовки в строфах по отношению к периодам творчества, распределение различных рисунков рифмовки в строфах в разные периоды.

 

Каждая из трех частей диссертации завершается краткими выводами, которые суммируются в заключении (с. 183-185). Здесь не только обобщаются результаты проделанной работы, но и намечаются задачи и перспективы дальнейших исследований, в частности, составление словаря рифм Высоцкого.

 

В этой связи хотелось бы высказать некоторые пожелания автору. Е.И.Жукова справедливо пишет об "изучении стихосложения как части поэтической системы" (с.184). И действительно, в работе, опирающейся в основном на статистические методы, следовало бы в бóльшей степени уделить внимание художественным функциям различных приемов стихосложения, в бóльшей степени связать тщательное исследование особенностей стихосложения со своеобразием художественной системы поэта, жанрово-стилевой спецификой творчества Высоцкого. Впрочем, это все дальнейшие задачи современного высоцковедения.

 

Что же касается замечаний частного характера, то в этой в целом хорошо написанной и оформленной работе, к сожалению, встречаются отдельные (правда, всего лишь единичные) неточности (опечатки, "недопечатки" и пр. – см. с. 137, 139, 193 и др.).

 

В целом же работа безусловно состоялась. Представленная Е.И.Жуковой диссертация актуальна по теме, основана на обширнейшем, тщательно исследованном под определенным теоретическим углом историко-литературном материале, отмечена качествами научной новизны и практической значимости. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении творчества В.С. Высоцкого, его стихосложения (рифмы, строфики, метрики), а также развития авторской песни и всей современной поэзии.

 

Основные положения и выводы исследования Е.И.Жуковой тщательно обоснованы в тексте ее работы и полно отражены в автореферате. По теме диссертации автором опубликовано 6 содержательных статей и сделаны доклады на научных конференциях в МГУ, ГКЦМ В.С. Высоцкого и в Смоленском педагогическом университете. Все это дает основание рекомендовать рукопись Е.И.Жуковой "Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции" диссертационному совету к защите на соискание ученой степени кандидата филологических наук.

 

ВЫСТУПИЛ: преподаватель Ничипоров И.Б.

 

В диссертационном сочинении Е.И.Жуковой предложено достаточно целостное стиховедческое исследование поэтического творчества В.Высоцкого. Свою задачу автор работы видит в том, чтобы выявить развитие различных форм рифмики и строфики и через это приблизиться к пониманию общих особенностей стихосложения в произведениях данного автора. Основаниями для построения типологии стиховых форм становятся как хронологический, так и проблемно-тематический уровни рассмотрения поэзии Высоцкого.

 

В первой части диссертации прослеживаются своеобразие и разновидности рифмы в произведениях Высоцкого. Предпринимается в целом небезуспешная попытка соотнести специфику рифмовки стихотворных строк с содержательными доминантами стихов-песен, во всем корпусе которых автором работы выделяются песни "блатные", социально-бытовые, военные, философские, "спортивные", сказочные, фантастические и иные проблемно-тематические группы. Анализ закономерностей рифмы соотнесен здесь и с концепцией эволюции художественной системы Высоцкого, предложенной в монографии А.В.Кулагина (1997). Особенно интересно и перспективно в первой части изучение рифмы как приема комического изображения в сатирических, юмористических и иронических стихах-песнях Высоцкого.

 

Вторая часть посвящена анализу разнообразных строфических и астрофических форм в поэзии Высоцкого. В целом здесь сохраняется хронологический подход к материалу, в русле которого выявляется изменение сложности строфических структур в разные периоды творчества поэта-певца, а также в зависимости от предназначения созданных им песенных текстов (песни для театра, кино и т.д.).

 

При подготовке к защите текст диссертации нуждается в определенной доработке. Так, в основные разделы и особенно в заключение необходимо добавить обобщающие суждения о соотношении способов рифмовки и строфических структур как с содержательными характеристиками произведений, так и с иными чертами их поэтики. Как представляется, это позволит устранить присутствующую в работе изолированность собственно стиховедческого аспекта от иных уровней литературоведческого анализа произведения.

 

В целом же диссертация Е. И. Жуковой является серьезным, самостоятельным исследованием и заслуживает рекомендации для рассмотрения в диссертационном совете.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

 

1. Рекомендовать диссертацию Е. И. Жуковой "Рифма и строфика поэзии В. С. Высоцкого и их выразительные функции" диссертационному совету Д.501.001.32 при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова для защиты в качестве кандидатской.

 

2. Просить диссертационный совет утвердить к печати автореферат диссертации Жуковой Е. И.

 

3. Просить диссертационный совет утвердить оппонентами по диссертации Жуковой Е. И. доктора филологических наук Илюшина А. А. и кандидата филологических наук Бойко С.С.

 

4. Направить диссертацию на внешний отзыв в Коломенский государственный педагогический институт.

 

5. Считать, что основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

 

• Эволюция образа адресата в поэзии В.С.Высоцкого // Русская литература ХХ века: итоги и перспективы. Материалы международной научной конференции 24-25 ноября 2000 года. М.: МАКС Пресс, 2000. С. 221-223.

• Долгая слава поэта-певца. (Рец. на кн.: Мир Высоцкого. Исследовании и материалы. Вып. 1-4) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 2001. № 4. С. 148-154.

• Опыт типологии адресатов у Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.6. М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2002. С. 54-72.

• Образы техники в поэзии Маяковского и Высоцкого // Традиции русской классики ХХ века и современность. Материалы международной научной конференции 14-15 ноября 2002 года. М.: Издательство Московского университета, 2002. С. 234-237.

• Современные проблемы изучения стиха Высоцкого // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века. Материалы третьей международной научной конференции. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2003. С. 339-345.

• Вглубь авторской песни. (Рец. на кн.: Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии; Галич. Проблемы поэтики и текстологии; Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 2003. №4. С. 198-203. Совместно с И.Б. Ничипоровым.

• Тенденции развития стиха в русской поэзии конца ХХ века. (Рец. на кн.: Ковалев П.А. Современный русский стих (актуальные аспекты стихосложения)) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 2003. № 6. С. 206-209.

• Специфические проблемы строения песенного стиха (Высоцкий) // Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. Русская филология. Т. 8. Смоленск, 2004. С. 109-115.

• Двухтомное пособие-исследование по стихосложению. (Рец. на кн.: Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2 кн.) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 2004. № 3. С. 198-204. Совместно с С.И.Кормиловым.

• Строфика первого периода поэзии В.С. Высоцкого // Русская литература ХХ-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Международной научной конференции 10-11 ноября 2004 года. М.: Издательство Московского университета, 2004. С. 196-198.

• Британский взгляд на русскую поэзию. (Рец. на кн.: Смит Джеральд. Взгляд извне. Статьи о русской поэзии и поэтике) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. М., 2004. № 6. С. 190-194.

• Рец. на кн.: Бейли Джеймс. Избранные статьи по русскому литературному стиху // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 2005. № 2. С. 178-182.

• Рец. на кн.: Томенчук Людмила. Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек; Она же. "Но есть, однако же, еще предположенье..." // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 2005. № 4.

• Рец. на кн.: Славянский стих. VII. Лингвистика и структура стиха // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. М., 2005. №5. C. 202-207.

• Рифма Высоцкого: ее особенности, эволюция и контекст // Формальные методы в лингвистической поэтике. II. СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2005 (в печати). 0,8 п.л.

 

 

И.о. заведующего кафедрой,

профессор Авраменко А.П.

 

 © bards.ru 1996-2024