В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

02.12.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Шаов Тимур Султанович
Авторы: 
Белый Алексей

Источник:
от автора
 

Бард без романтики

В последнее время лицо кавказской национальности чаще всего ассоциируется у нас либо с суровым боевиком, либо с рыночным торговцем. Тимур Шаов в эти стандарты никак не вписывается. Представьте себе невысокого улыбчивого человека с гитарой, который поет ядреные остроумные песни. Среди его персонажей интеллигенты, размышляющие за бутылкой портвейна об эстетике Матисса, ночной свистун, мать семейства, читающая запоем любовные романы, дельтопланерист, пролетевший над всей нашей страной. Песни Шаова цепляют сразу и очень надолго. Он почти всегда улыбается, может поэтому и выглядит очень молодо. Как-то даже не верится, что в начале будущей недели ему исполнится сорок лет.

 

— Тимур Султанович, среди любителей авторской песни ходит легенда, что известным вы стали совершенно случайно. Говорят в конце девяностых жена тайком отправила на Всероссийский конкурс молодых исполнителей кассету с вашими песнями?

 

— Дело на самом деле было не совсем так. Я двенадцать лет работал гастроэнторологом-эндоскопистом в районной больнице. Песни писал для друзей, правда, успел стать лауреатом Грушинского фестиваля. Ни на какие конкурсы посылать ничего не собирался. Отправить кассету меня действительно упросила жена. А вот после этого жизнь серьезно изменилась.

 

— Врачебную практику вы давно прекратили?

 

— Да лет шесть, хотя аптечку постоянно беру с собой на всякий случай во все поездки. А года два назад зашел в аптеку увидел какое-то лекарство и понял, что не знаю от чего оно. Был шок.

 

— Еще одна байка, которая ходит про вас рассказывает о том, что первую песню вы сочинили, уже заканчивая мединститут?

 

— Нет, что-то я писал еще в школе. Другое дело, что те песни песнями я бы не назвал. Так, подражания, плюс поздравления друзьям и знакомым. У нас же в Черкесске группа неплохая была, мы постоянно играли в местном Дворце пионеров, а летом брали аппаратуру и ехали по аулам и станицам, где выступали на танцах и на различных праздниках.

 

— Что тогда пели?

 

— "Битлз", "Ди перпл", "Дорс", "Юрай хип". "Машину времени" много исполняли...

А вот первую настоящую песню я действительно написал на последнем курсе мединститута, когда лежал дома со сломанной ногой. Она так и называлась "Я себе сломал ногу". Кстати, совсем недавно на нее был сделан забавный клип, который все желающие могут посмотреть на сайте www.shaov.ru.

 

— Когда вы поняли, что авторская песня стала для вас больше, чем просто хобби?

 

— Да почти сразу, после того как стал лауреатом Всероссийского конкурса. Был записан первый альбом, песни начали звучать на радио, меня стали приглашать на концерты.

 

— Но почем вы перебрались не в столицу, а в Дубну?

 

— Мой старший брат Мурат там давно работает. По профессии он, кстати, врач-психиатр. Я его часто навещал и буквально влюбился в эти места. Замечательный ланшафт, водохранилище, тихий воздух, тишина. Есть где погулять детишкам. В 99-м я переехал в Дубну из Карачаево-Черкессии. Увы, но совсем недавно пришлось все-ж-таки перебираться в Москву. Оказалось, что экзотика и комфорт не слишком совместимы с моей работой.

 

— Насколько знаю, Подмосковье вы любите и выступаете там куда чаще, чем в столице?

 

— Да, у меня были концерты в Подольске, в Королеве, в Обюнинскке... В Пущино я часто езжу. Обожаю этот город и местную публику. В Дубне вот недавно выступил. Удивительно, но пока там жил ни разу не приглашали спеть, а как переехал в столицу, так сразу поняли, кого потеряли.

 

— Скажите, почему вы в хоре бардов "Песни нашего века" отказываетесь участвовать?

 

— Я не отказываюсь, меня просто не зовут. И, между прочим, совершенно правильно делают. Там должны выступать либо очень хорошие гитаристы, либо отличные певцы. А я и петь не умею, и на гитаре играю далеко не виртуозно.

 

— Чем же вы тогда свою публику "берете"?

 

— Исключительно текстами. Мои песни не требуют выдающихся вокальных данных.

 

— А в компаниях чужие песни вы сейчас что-то поете?

 

— Обычно только "битлов", а для себя я иногда могу Макаревича попеть.

 

— Под фонограмму выступать доводилось?

 

— Всего один раз. Меня с группой "Грассмейстер" часто приглашают выступать в концертах, которые записываются для телевидения. Мы долго пели живьем, но как-то поняли, что очень сильно "выпадаем по звуку" по сравнению с фонограмщиками. Вот и решили "под фанеру" как-то спеть. Жуткое впечатление от этого эксперемнта осталось. Ощущение плохого спектакля, неловкость, стыд... Больше я под фонограмму петь не буду. Никогда.

 

— А если вас вдруг пригласят на "Песню года", где исполнение под фонограмму обязательно?

 

— Или спою живьем, или откажусь от выступления. Ломать комедию больше никогда не стану.

 

— Знаете ли вы о том, что на ваши концерты в последнее время очень непросто попасть?

 

— Знаете, я очень много езжу по стране. Случаются и зарубежные гастроли: за последний год у меня были выступления в Америке, Германии, Канаде, Израиле. Причем не с разовыми выступлениями. Скажем, в Америке у меня недавно прошло двадцать концертов. До меня доходят слухи, что в Москве трудно купить билеты на мой концерт, но, по-моему, мы выступаем в столице на так уж и редко. Один концерт в месяц обязательно играем в бард-кофе "Гнездо глухаря", один — в Центральном Доме Художников. Думаю, этого достаточно. В Театре Эстрады вот недавно выступать начали.

 

— Геннадий Хазанов, художественный руководитель этого театра, был откровенно удивлен, что в "неконцертный" понедельник вам удалось собрать аншлаг...

 

— А что тут удивляться. Это же премьера последнего диска "Выбери меня" была. Я попросил, чтобы были дешевые билеты для пенсионеров и школьников. Но знаю, что масса людей на этот концерт попасть так и не смогла. И что билеты у спекулянтов стоили по два-три номинала.

 

— Так почему бы вам не выступать там почаще?

 

— Вот и мой администратор об этом нередко спрашивает, но вы поймите, что я не хочу собой зрителей утомлять. Хотя на будущий сезон об этом подумаю. Я действительно заметил, что на последнем концерте в ЦДХ половина людей в зала пришла на меня впервые.

 

— А как вы это определили?

 

— По реакции на песни, по запискам.

 

— Самую смешную записку можете вспомнить?

 

— Одна бабушка, после того как я исполнил песню "Любовное чтиво", написала записку: "Тимур, спасибо, я так смеялась, что вспомнила молодость и оргазм...". А какая-то барышня спросила: "Зачем, когда и кому Ван Гог отрезал ухо?".

 

— В ваших песнях много едкой сатиры на злобу дня. Как, к примеру, родилась фраза: "Бродяга, судьбу проклиная, поехал навстречу пурге... Он стал губернатором края в далекой сибирской тайге"?

 

— Честное слово, не помню. Но, поверьте, что я стараюсь быть в курсе всех событий и просматриваю массу периодики.

 

— Интересно, что читают ваши дети шестнадцатилетний Баграт и одиннадцатилетняя Белла?

 

— К сожалению, Гарри Поттера.

 

— Простите, а почему к сожалению?

 

— Так у них еще Бабель не прочитан, Булгаков. А от сына я вообще балдею – у него настольная книга – четырехтомник Жванецкого. К тому же проклятый компьютер у детей, кажется, всю охоту к чтению отбил: они постоянно чатятся, в игры какие-то играют.

 

— А вы не играете?

 

— Что вы, у меня так мало времени. Впрочем, иногда играю в Интернете в шахматы, хотя каждый раз себя ругаю, что бездарно трачу время.

 

— С сильной программой сражаетесь?

 

— Я играю исключительно с живыми людьми, либо пятнадцатиминутки, либо блиц. Играю, кстати, я так себе — на уровне плохонького первого разряда.

 

— Меня удивило, что своим хобби вы как-то назвали баскетбол...

 

— Так и есть, не обязательно же мячи в корзину сверху закладывать. Только на площадку мне выйти крайне редко удается. Руки надо беречь, я же на гитаре играю.

 

— Как вы собираетесь провести нынешний отпуск?

 

— Надеюсь выбраться на море. Жена у меня из Пицунды, но там сейчас ситуация слишком напряженная. Наверное, в Сочи поедем.

 

— Дикарями с палатками?

 

— Что вы! Я человек совершенно не походный. Тем более и дети жизнь в палатках у меня не слишком любят.

 

— Значит, прав был один из критиков, написавший: "Шаов тот же бард, но без романтики"?

 

— Мне эти слова действительно трудно опровергнуть. Я не скрываю, что люблю комфорт. А экзотика... Помню, я жил в Архызе, а совсем рядом на Домбае проходил фестиваль "Авторские вершины". Как-то пропели с ребятами всю ночь, я спать только лег, а меня уже будят: "Посмотри, говорят, какой рассвет в горах красивый". Я их чуть не прибил: "Это для вас, говорю, экзотика, а я тут живу и эти рассветы каждый день наблюдаю". Так что песен о кострах, туманах и походах у меня нет и, видимо, уже не будет.

 

Беседовал Алексей БЕЛЫЙ

 

 © bards.ru 1996-2024