В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

28.11.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Сухарев Дмитрий Антонович
Авторы: 
Щуплов Александр

Источник:
газета "Союз. Беларусь-Россия" № 238 от 27 октября 2005 г.
http://www.rg.ru/printable/2005/10/27/suharev.html
 

К поэту С. питаю интерес...

Дмитрию Сухареву исполняется 75 лет

 

В науке Дмитрий Сухарев известен как ученый с именем — академик, доктор биологических наук. Любители поэзии охотятся за его сборниками стихов. Бардовская тусовка считает, что Сухарев принадлежит к поколению основоположников отечественной авторской песни — Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого, Юрия Визбора и Новеллы Матвеевой, ставят его произведения в один ряд с созданиями классиков... Все правильно: Дмитрий Сухарев — обладатель двух престижных премий: в области литературы он получил Госпремию имени Булата Окуджавы, в области науки — премию имени Орбели, которую присуждает РАН. Накануне 75-летнего юбилея ученого-маэстро с ним встретился корр. "СОЮЗа".

 

— Дмитрий Антонович, когда-то вы написали стихи, обращенные к одному поэту старшего поколения с такой строкой: "К поэту С. питаю интерес..." Так что происходит в нашей поэзии сейчас: питают ли молодые интерес к поэтическому жанру?

 

— Обычно, отвечая на этот вопрос, говорят о невыгодности поэзии для издателей и о прочих неприятностях, вызванных дрейфом России в сторону рыночной цивилизации. Я бы отметил другое. Тяга наших соотечественников к поэтическому творчеству за последние годы странным образом растет. Так мне кажется. Не уверен, что потребность излить душу стихами — обязательно реакция на агрессию "западных ценностей", но так или иначе занятия поэзией привлекают все больше людей. Сужу по провинции. Ситуация там неоднозначная — одни спиваются, зато другие ударяются в поэзию. Чтобы не быть голословным, расскажу о журнале, который мне присылают из районного центра Тавда в Свердловской области. Там судьба свела меня с местным стихотворцем Валерием Николаевичем Ермолаевым, который несколько лет назад на собственный страх и риск начал издавать журнал "Веси". Предприятие оказалось вполне успешным: тираж тысяча экземпляров, есть подписка, растет экспансия в соседние районы, периодичность — шесть номеров в нынешнем году вместо прежних четырех. Главное, читать интересно. Стихи публикуются трех категорий: региональная классика, профессионалы, кружковцы. Последних — десятки в каждом номере. Поразительно: по всей территории охвата в неведомых миру селах и поселках действуют литературные объединения! Кто руководит? Библиотекарь, учительница. По-моему, такого в России еще не бывало. Это непохоже на былые советские лито, где полупрофессионалов наставлял признанный авторитет. Нынешнее зауральское лито — кружок по интересам, связывающий людей, которые испытывают потребность высказываться стихами.

 

— Провинциальная самодеятельность, конечно, хорошо, но поэзия живет вершинами, не так ли?

 

— А без провинциальной самодеятельности не будет никаких вершин.

 

— А что бардовская песня — совсем сегодня дышит на ладан?

 

— Заблуждаетесь! Трагически заблуждаетесь! Наверное, в свои молодые годы и вы с друзьями пели у костра и скатывались на плотах, а теперь не ищут коллективного спасения в лесу. И на этом шатком основании люди вашего поколения с печалью делают вывод, что поэзию петь перестали. А дело бардов живет. Цветет пышным цветом!

 

Три года назад в городе Марбург, в Германии, я попросил местных любителей авторской песни, чтобы мне кто-нибудь подыграл на гитаре — не только почитаю стихи, но и попою. Появилась симпатичная студенточка. К моему удовлетворению, она играла всю бардовскую классику. Так эта Марьяна выросла в Германии! А наши песни усвоила в Гамбурге, там большой и дружный клуб, она школьницей из небольшого городка, где жила с родителями, специально приезжала в Гамбург попеть. Вот какие кадровые резервы появились у русской поющейся поэзии!

 

Нынешним летом я побывал на трех праздниках песни — под Курском, Славутичем и на Оби под Сургутом. В Славутиче на фестивальную поляну съехались барды не только из разных городов Украины, но и белорусские. Из России тоже. Языком общения был русский — родовой язык всемирной бардовской культуры.

 

— А на белорусском пели?

 

— И на белорусском. До раздела Советского Союза в Беларуси было одно из ярчайших скоплений бардовских талантов, потом наступило некоторое запустение, а сейчас жизнь авторской песни явно на подъеме. На днях я посмотрел Всемирную бардафишу — есть такая в Интернете — и увидел, что в Минске в иные вечера бардовские концерты идут одновременно на четырех площадках. Почти как в Москве!

 

Бардовская песня без лишних разговоров взяла на себя функцию спасения языка и культуры, которую не выполняет государство. На всем мировом пространстве счастливо утверждается поющаяся русская поэзия! И не никакая это не функция — миссия!

 

— Спасете?

 

— Спасем!

 

— Поговорим о Сухареве-ученом. В какой области науки располагаются ваши интересы?

 

— Наука не стоит на месте. В разные годы я занимался разными проблемами, связанными с деятельностью нервных клеток — нейронов. В последнее время исследую устройство небольших ансамблей нервных клеток, которые могут вырабатывать простой поведенческий акт. Вместе со мной этим занимается лаборатория сравнительной физиологии Института биологии развития РАН, которой я заведую уже много лет.

 

— В ваших старых стихах упоминается работа с моллюсками...

 

— У моллюсков крупные нервные клетки, простые поведенческие акты легче изучать на них. Они стали излюбленным объектом этой части нейрофизиологии у нашего международного колледжа: мы описываем одну группу нервных клеток, другая лаборатория — еще одну группу. Потом это можно суммировать, и получается почти полное знание вопроса. В молодости я специально охотился в разных морях и океанах за животными с большими нервными клетками, чтобы легче их было изучать. Ведь клетки у всех одинаковые — и даже маленький мозг принципиально так же работает, как и человеческий. Конечно, мы думаем сложнее, пишем книжки, а животные только травку жуют, но на уровне клеток и клеточных ансамблей разницы нет, и процессы происходят одинаковые. Так что наше Международное общество нейробиологии беспозвоночных занимается простыми нейробиологическими моделями, чтобы с их помощью понять сложные нервные системы. В свое время я был одним из его основателей.

 

— Что бы вы пожелали всем своим и нашим читателям, поклонникам бардовской песни, и себе?

 

— Желаю нам всем жить дружно — и русским, и белорусам, и украинцам, и всем-всем-всем... И еще желаю иметь такой семейный бюджет, который позволяет без ущерба для остального подписаться на три-четыре литературных журнала.

 

Александр Щуплов, Москва

 

 © bards.ru 1996-2024