В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
27.11.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Сергеев Леонид Александрович |
Авторы:
Панарет Дмитрий Источник: журнал "Большая игра" № 12, 2002 г. http://leonid-sergeev.narod.ru/Author/interv15.html |
|
Леонид Сергеев - "Главное в игре - надежда" |
Свою первую песню он посвятил гитаре. И вот уже более 30 лет благодарный инструмент с ним и по никогда не расстается. Написано более трехсот песен. Самых разных. От шуточно-гротесковых бытовых зарисовок и мини-опер, таких как "Хоккей", "Шахматы", цикл "Свадеб", которые стали его визитной карточкой, до глубоких лирических композиций и ярких классических образцов каспшного жанра, таких как военная баллада "Колоколенка". Этот солидный творческий арсенал продуктивно оформился в виниловом гиганте "Муха-агент 2100" и СО "Песни... "под мухой", записанных совместно с Вадимом и Валерием Мищуками, а также аж в восьми сольных компакт-дисках. За пределами жанра, в журналистике, он прославился как первый в Гостелерадио СССР ведущий, вышедший в прямой эфир с программой "Молодежный канал" на радиостанции "Юность". А в легендарной телепередаче 80-х "Веселые ребята", которую помнят и по сей день, этот истекающий сатирой и юмором выпускник истфилфака Казанского университета был самой крупной фигурой. И не только по габаритам. Играя на гитаре и заигрывая с поклонницами на концертах, давно не поддающихся учету, он и азартных игр не чурается. Игрун известный.
Одна из ведущих рекординг-компаний, работающих со звездами авторской песни, в своем полном каталоге представила его так: "Леонид Сергеев. Выдающийся бард. Его знают все". Старый приятель Сергеева и журнала "Большая игра" Дмитрий Панарет решил подробнее допытать Леонида об его игровых пристрастиях.
— С чего начиналась твоя игровая карьера?
С игры случая. В далеком 78-мя, молодой тогда автор-исполнитель, неожиданно был удостоен звания лауреата Ульяновского фестиваля КСП с пафосным названием "Гамбургский счет" за исполнение шуточной песни. Эту победу я вырвал в упорной борьбе с самим собой, так как шуточных песен больше никто там не пел. На этом фестивале судьба и начала мною, мягко говоря, играть. Подружила меня с победителями конкурсной программы в других номинациях, среди которых были некие Владимир Мукусев из Питера и москвич Андрей Кнышев. Тогда их имена, так же как и мое, никому ни о чем не говорили.
Потом Мукусев стал делать на ЦТ свои программы, а впоследствии работать с Владом Листьевым во "Взгляде", а Кнышев создал передачу "Веселые ребята". И я горжусь, что снимался в ней с первого до последнего выпуска. Кнышев впоследствии привел меня, молодого журналиста из Казани, к самому Эдуарду Михайловичу Сагалаеву. Я был взят им на радиостанцию "Юность" и с 1983 года постоянно живу и работаю в Москве. А до "Веселых ребят", благодаря тому же Андрею, попал в Болгарию, в знаменитый город Габрово на фестиваль сатиры и юмора. Разумеется, после жесткого отбора. Это была уже серьезная борьба. Вот тогда я и понял, что азартен. Кстати, в то время я и сам игру изобрел. Интеллектуальную. Назвал ее "Лого". И начал было внедрять на телевидении. Показал Анатолию Лысенко. Получили мы с Витей Крюковым, режиссером "Веселых ребят", от него "добро". Даже сняли несколько передач. Но, видно, время для игр еще не наступило. Не пошло дело.
— А в чем был принцип игры?
Все просто. Брались обычные кубики. Семь штук. На них наклеивались буквы алфавита. А на одну из граней кубика помещалась звездочка. Это был "джокер". Он заменял любую букву. Надо было бросить на стол все кубики и в течение 30 секунд сложить из образовавшихся букв слово. У кого оно получалось длиннее, тот и выигрывал. Помню, когда Лева Новоженов работал еще в "Московском комсомольце", я приходил к нему, и мы играли на деньги. По "чирику" партия. Он такой азартный, что дежурство по номеру бросал ради игры.
— А ты сам азартный?
— Очень. Но я все время давлю в себе это. Умею сдерживаться. Хотя и пульс учащается, и пот ручьями. Есть, видимо, перепускной охранный клапан, который снижает давление в системе. Поэт Владимир Вишневский, редактируя мою первую книжку, говорил: "Неси тазик, будем выпускать кровь". Так и здесь. Путем "кровопускания", снижая кровяное давление, я сам инстинктивно редактирую и корректирую свое состояние. Может, это инстинкт самосохранения? Есть ведь разные градации азарта. Когда я вел программу "Слово за слово" на канале СТС, одним из ее героев был совершенно поразительный человек, написавший энциклопедию азартных игр. Она сразу стала раритетом, даже в Лондонскую королевскую библиотеку попала. Автор и сам был профессиональным игроком. Играл в поездах, в самолетах... И поведал такую историю: живу, говорит, я в Ташкенте. Дом, жена, чинара во дворе. Приходит друг. Сообщает, что в Москве появился хороший клиент. Надо поиграть. Большие деньги. Приглашает поехать на три дня. Гостиница, мол, "Метрополь", номер "люкс", новые колоды — все как положено. Поехали на три дня, а вернулся через шесть... лет. Дом на месте, чинара на месте, жена на месте. Только муж у нее уже другой. Вот это азарт! Срывает человека с катушек и несет. И куда его выкинет, он сам не знает. Я не из таких. Мне рассказывал в Германии, в Любеке, руководитель клуба авторской песни по имени Марк, что когда он туда приехал из Баку, то первое время работал в зале игровых автоматов у своего родственника. Вот где на лудоманов-то насмотрелся! Они ведь все свои заработки там спускают. Едва ступят на порог зала, — и тут же, как заведенные, начинают дергать автоматные ручки, пока деньги не кончатся. Аркадий Михайлович Арканов, с которым мы тогда в Германии были, одержим примерно такой же страстью к автоматам. Заразил и меня. Он рассказывал, что когда только-только приоткрыли железный занавес, году в 85-м, в начале горбачевской перестройки, он поехал в Америку, в Майами, и решил поиграть. А там система следующая: в восемь утра от отеля к игровому центру отправляется автобус и возвращается в отель только в три часа дня. То есть с девяти до двух — игра. Арканов заначил специально для этого 150 долларов. Думает, буду по чуть-чуть играть. А когда зашел в огромный ангар, и ему по ушам и по нервам ударил звон жетонов, то он очнулся только через 15 минут и уже с пустыми карманами. И до прихода автобуса еще четыре с половиной часа. Никуда не деться. На улице жарища дикая. Пришлось все это время ходить по залу, смотреть на пиршество Ее Величества Игры и пускать слюнки. Это была пытка. Да ведь и сама игра — пытка. Только сладкая.
— Ты, я знаю, объездил много стран. Где удалось посетить казино?
— Во Франции, Италии, Дании, Германии, Америке... Странах в се¬ми. В Англии я был с ребенком, а там с детьми в казино не пускают. Из стран Юго-Восточной Азии был в Сингапуре, на Филипинах, в Гонконге, в Таиланде, но там в казино не ходил. Зато в Монте-Карло, как Арканов, проигрался за 10 минут. Те франки, которые были у меня отложены на несколько часов, испарились гораздо быстрее. А я-то хотел подпитаться энергией. Там же энергетика бешеная, и если ты биовампир, то должен жить прямо в зале. Ходишь, разгребая эту энергию руками, купаясь в ней. Проигравшие выплескивают черную энергию отчаяния. Человек выиграл, и все к нему инстинктивно сбегаются поплескаться в белой энергии. А в Атлантик-Сити я играл в знаменитом отеле "Тадж-Махал". От Нью-Йорка добирались туда на автобусе, и меня поразило, что в основном-то едут бабушки-дедушки, и, видимо, за этой самой энергией. Едут молодеть. И, действительно, там человек вырастает над собой, крылья расправляет. Я видел, как один крендель профессионально играл в рулетку. Он делал какие-то свои вычисления. В результате все сгреб, поставил на зеро и выиграл. Но играл часов пять. Видел и семью индусов, которая играла в "блэкджек", выкладывая сотенными по 500 доларов за фишку. Их было человек пять. Они выигрывали, проигрывали, потом опять выигрывали... И наблюдая за этим действом я вывел для себя одно правило — никогда не иди выигрывать. Иди поиграть. Проиграть иди. Нарочито убеждай себя, что ты проиграешь. Тогда в случае проигрыша легче будет уходить, а уж если выиграешь, то и вовсе будешь счастлив. У меня есть еще несколько жизненных правил, которым я стараюсь следовать. И одно из них: в любом деле надейся только на 30 процентов успеха. Если получишь 31 процент, будешь рад. Но если будешь надеяться на 90, а получишь 89 — это будет для тебя ударом. Казалось бы, 30 процентов и 89 -цифры несовместимые. Но в первом случае я выигрываю, а во втором — проигрываю.
Однажды в Германии, в Потсдаме, года четыре назад я играл в тройной покер, где утраивают ставки. Кидал-кидал, проиграл 100 марок, еще стольник засунул... Вдруг как зазвенел автомат! Какие-то огоньки в нем стали бегать друг за другом, какая-то мелодия заиграла. Я испугался: ну, думаю, сломал. А воспитание-то советское. Уже международный скандал предвижу. Подходят два человека. Сурово так смотрят на меня. Я затрепетал. Лепечу: " Их бин ауслен-дер. Эндшульдиген зи битте". Мол, иностранец я, простите, ради Бога. А они в кассу приглашают и лопочут по-своему. Ну, думаю, все, кирдык, за все придется платить. Подхожу на ватных ногах, а мне из окошечка выкладывают три тысячные бумажки (я такие впервые увидел), три сотенные, три десятимарочные и три марки монетами. "Битте!". Оказалось, что я нежданно-негаданно выиграл "джекпот". Два суровых мужика, на самом деле, были владельцами казино и посуровели оттого, что выигрыш мне надо было отдавать. Я держу эту валютищу в руках и ничего не понимаю. Со мной такого никогда не было. И, ошарашенный, из зала вывалился. А братья Мищуки, знакомые тебе Вадька с Валеркой, ждали меня на крылечке, попивая пиво. Увидели мою оторопевшую физиономию, подумали, что я все проиграл, и тут я разжал кулак ... Вот тогда и понял, как может быть счастлив человек, когда не настраивается на выигрыш, а выигрывает. Жена тоже была рада.
— А с рулеткой как у тебя обстоят дела?
— Я больше автоматчик. В рулетку играл на теплоходе "Грузия", в Казани... Причем, в этом городе произошел со мной интересный случай. Пошли мы в какое-то новообращенное казино с приятелем, а были уже хорошо датые. Там добавили еще и я рванулся к рулетке. И, как ты понимаешь, уже без всякой системы поставил на "зеро". Выиграл! Крупье мне говорит ядовито: "Поздравляю!", Сдвигает кучу фишек, я опять ставлю, и выпадает опять "зеро". Он меня поздравил уже с совсем кислой миной... В итоге оказалось, что и он, и я забыли забрать мою фишку с "зеро". Представляешь? Случайно совершенно. Это его ошибка была. И я был от этого факта с двойным выпаданием "зеро" безмерно счастлив. Правда, продолжил игру и все спустил, но сам понимаешь... В Америке играл в рулетку в крупнейшем казино "Чинук", рядом с Портлендом, на восточном берегу Атлантики. Местные русскоязычные жители, когда собираются в казино, говорят, что едут помогать индейцам. Потому что казино вынесены в резервации. Играл там и в "блэкджек". Мне запомнился веселый старичок-крупье, который поставил меня на место, Я играл потихонечку. По доллару. Долларов 40 уже выиграл и вдруг решил на все поставить. Шиза в голову ударила. И тут заметил взгляд этого старика. Из добродушного он стал на мгновение сожалеющим. Буквально, искорка сожаления в глазах промелькнула. И он сдает мне 20, а себе открывает "очко"!
В Атлантик-Сити я играл в рулетку в казино "Бейлис". Там и Мадонна выступала в это время, и кантри группы сильнейшие, -очень общественно значимое место. Энтертейнмент там мощнейший. Блестящая публика. Империей распутства и разврата это место уже никак не назовешь. Еще играл в латвийском казино в Юрмале, в Финляндии... И в Сочи тоже — великолепное казино, вышколенный персонал... А вот к нашим московским казино у меня почему-то веры нет. Сам не знаю почему. Может, оттого опасаюсь играть в столице, что лет десять назад в каком-то круизе познакомился с владельцем двух московских казино по имени Валера. Он-то мне и рассказал про режим безопасности и про своих обученных в Голландии крупье, среди которых была девочка, умеющая из 10 раз целых 8 выбросить шарик в нужный сектор. Она видит, что стоит много фишек. К примеру, 15. И бросает 30-32. Если ты не играешь с этими людьми, а просто дурик-одиночка, то можешь и выиграть. Она ведь хочет большой куш сорвать. А против таких профи играть бесполезно. Это ж какие пальцы и чутье надо иметь! И "однорукий бандит" запрограммирован. Либо 40 на 60, либо 50 на 50. Это если на отдачу. Либо заряжен на отъем денег вообще. Этому, разумеется, противодействуют. Сканируют автоматы. На Западе специальные сканеры продаются. Техника ведь развивается и с той, и с другой стороны. Секьюрити бьют противникам головы, идет борьба. А вообще, когда из автомата сыплются жетоны, вот такие здоровенные, как я тебе показываю, то эта музыка получше любой авторской песни. Это как момент истины!
— Какие еще игры щекочут нервишки?
— Нравится боулинг. Я живу у Белорусского вокзала, часто хожу в "местный" клуб "Боубол" — неподалеку от "Золотого дворца". Я беру пиво, жена — "Кампари". И резвимся в свое удовольствие. Играть в бильярд не получается. Глазомера нет. В преферанс играю со студенческих лет, но это долгая история. Однажды в круизе играли с кровавыми кругами распасов дня четыре. Испортили женам весь отдых, а в итоге — самый большой выигрыш составил 150 долларов. Правда, когда я учился играть в преферанс, чтобы выучить термины, даже песню написал. Слова такие:
Похоже, снова в прикупе тузы. Ага, ведь это вам не в дурака. Ну что ж, тогда сыграем распасы, Дам за бока пощупаем слегка. Левым глазом миг да миг, Заходи, приятель с пик Вытер правой пот с лица, Трефы кроют стервеца.
И так далее.
— Что, по-твоему, в игре главное?
—Главное в игре — надежда. Человеку она свойственна, и в игру вовлекаются миллионы. Поэтому такой бизнес никогда не будет убыточным.
|
© bards.ru | 1996-2024 |