В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

08.07.2004
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
Авторы: 
авторы не указаны...

Источник:
"Живой Журнал"
http://www.livejournal.com/users/korovin/33004.html#cutid1
 

БАРДОВСКАЯ "ФАБРИКА ЗВЁЗД" В КОЛОМЕНСКОМ: ЛЮБОВЬ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ

Когда-то мы, дети 80-х, пели в компаниях и на фестивалях песни Окуджавы, Визбора, Щербакова, да много кого ещё... Хороших песен было много, а три аккорда на гитаре умел брать каждый второй... А кого поют сегодняшние молодые? Не Киркорова же! А молодые поют песни современных авторов – в частности, Алексея Витакова и Виктора Попова. А раз есть новые песни и есть те, кто их подхватывает, значит, слухи о смерти авторской песни всё-таки сильно преувеличены!

 

В минувшие выходные в московском музее-заповеднике "Коломенское" состоялся уже 3-й Московский открытый фестиваль авторской песни. За три дня в Коломенском мне довелось услышать песни тех же Витакова и Попова на разных сценах в самом разном исполнении – и дуэтом, и ансамблем, и хором. Жаль, что ребята-исполнители, ставшие с их песнями победителями конкурса, песни эти в гала-концерте пели, а сами авторы почему-то на заключительный концерт фестиваля приглашены не были. Но это как бы детали.

Московский фестиваль, будущее которого три года назад было весьма смутно, сегодня стал неотъемлемой частью культурной жизни столицы. Правда, формат его пока до конца не определился. В Коломенском проходит как конкурс авторской песни, так и собственно фестиваль – выступления известных авторов и исполнителей жанра авторской песни. Плюс ещё творческие мастерские для всех желающих. Этот винегрет из трёх разных мероприятий совершенно запутывает и зрителей, и участников фестиваля. Впрочем, это беда многих нынешних фестивалей...

На первом фестивале попытались за три дня провести открытый конкурс авторов и исполнителей, в котором мог принять участие любой желающий. Не то, чтобы конкурс не получился, но из-за полевых условий, в которых проводились все три тура, результаты жюрения несколько озадачивали. Нет, среди победителей были и достойные имена, и откровенно слабые. Жаль было только, что часть достойных авторов вообще не была замечена жюри. На втором фестивале самостоятельного, "коломенского" конкурса не было. Был первый тур ежегодного Московского конкурса авторской песни (АП), проводимого Центром Авторской Песни (ЦАП). Второй тур Московского конкурса АП проходил между фестивалями в Коломенском в камерной обстановке ЦАПа. Третий тур Московского конкурса АП проходил в этом году на большой сцене в рамках открытого фестиваля АП в Коломенском. Думаю, мало кто из слушателей понимал, чем один концерт на главной сцене отличается от другого. Понравившимся выступающим – как мэтрам, так и молодым – хлопали и кричали "браво" одинаково. Ну или почти одинаково.

Концертных площадок в этом году, помимо главной сцены, было несколько. На них выступали победители московских конкурсов и фестивалей прошлых лет, члены жюри конкурса и ведущие мастерских, творческие объединения "Древесный узел" и "32 Августа", авторы и исполнители, открытые мастерскими... Вообще творческие мастерские – когда молодые и неизвестные авторы и исполнители могут пообщаться с мэтрами, признанными авторитетами жанра АП, услышать их мнение о себе, советы, как им дальше развиваться, по какому пути идти – вещь крайне полезная... По большому счёту это намного важнее конкурсов, где побеждает тот, кто умеет себя подать, а не тот, кто искренен, но не артистичен.

Но ни конкурсы, ни мастерские – вся эта бардовская "фабрика звёзд" — своим молодым коллегам, увы, ничего, кроме грамот и советов, дать не может – ни телевизионный эфир, ни возможность записать в студии песню или альбом, я уж не говорю о съёмках клипа... Мне возразят, что авторская песня – это песня для души, что она – жанр некоммерческий. Однако это давно не так. Для классиков жанра она давно стала основной профессией, звёзды среднего возраста – те же Олег Митяев или Михаил Щербаков – тоже живут исключительно за счёт своего песенного творчества. Нет, авторская песня сегодня – это профессия. Творчество – это продукт духовной работы, и оно должно конвертироваться в реальные заработки, как и любой другой труд. Другое дело, что организаторы-устроители многочисленных бардовских фестивалей и мастерских не хотят этого признавать. Потому что за этим признанием должно последовать взятие на себя ответственности за тех, "кого они приручили" — за своих лауреатов, за находки своих мастерских и т.д.

Приятно, наверно, не очень известному автору получить грамоту лауреата какого-нибудь фестиваля из рук живого классика Александра Городницкого. И что ему потом с этой грамотой, извините, делать? Где может записаться, выступить лауреат Коломенского-Грушинского-"Петербургского аккорда"-etc.? Помогут ли ему в этом люди, признавшие его равным среди своих? За редким исключением скажу однозначно: нет. Никому он больше не нужен, кроме себя самого. Тогда какова цена этого признания?

Сегодня у нас в стране три крупных бардовских фестиваля – легендарная и анархичная Грушинка, как бы итоговый фестиваль всех регионов мира интеллигентский "Петербургский аккорд" и теперь вот ещё пока неопределившийся с собственной ориентацией фестиваль в Коломенском. Все они по сути являются международными, на каждом из них сидят в жюри почти одни и те же люди. Так не проще ли сделать из них вертикальную лестницу, взойдя по которой, победитель таки получит, помимо грамоты, что-то более значимое – например, возможность подтвердить свой талант выступлениями на радио и телевидении и в концертах наравне с мэтрами, а также дисками и клипами – за счёт организаторов этих фестивалей?

Ибо сегодняшние грамоты, даже подписанные главным "смотрителем" авторской песни Александром Городницким, не являются универсальным аусвайсом на вход в узкий круг "мастеров" этого жанра. А значит, грош цена не только этому аусвайсу, но и тому, кто его подписал... Увы, увы...

 

 

P.S. И об итогах конкурса. Объявлять целый взвод лауреатов и дипломантов вместо одного-двух в каждой номинации стало модно на Груше и постепенно становится модным и на других фестивалях. Фестиваль в Коломенском – не исключение. Этому есть вроде бы логичное объяснение: иногда сложно сравнивать совершенно несравнимых авторов, которые работают в разных манерах, но одинаково хороши. Что ж, бывает. Яркий пример – лауреаты "Петербургского аккорда" Григорий Данской и Вадим Певзнер. Но таких авторов может быть два, ну три. А вот от цифры четыре уже попахивает необъективностью жюри. Ну не бывает 4-5-10 открытий ни на каком фестивале! Например, из авторов-лауреатов Коломенского я бы оставил двоих: Татьяну Пучко (Москва) и Александpа Щеpбину (г.Москва). А вот довольно вторичный Боpис Бляхман (Изpаиль) и откровенно слабая Юлия Тактаева (г.Йошкаp-Ола), на мой взгляд, ну никак на лауреатство, то есть ОТКРЫТИЕ фестиваля не тянут. Среди авторов-дипломантов мне показались интересными Hикита Доpофеев (г.Hижний Hовгоpод), Ольга Кузнецова (г. Москва) и Евгения Калина (г. Казань). Остальные авторы-дипломанты вызывают искреннее недоумение. Список остальных победителей можно найти на сайте ЦАПа: www.ksp.msk.ru.

 

 © bards.ru 1996-2024