В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

23.11.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)
Авторы: 
Егорченко Дарья

Источник:
газета "Беларусь сегодня" от 16.05.2008
http://www.sb.by/post/67526/
 

Серебряная струна души...

 

На чем держится бардовская песня?

 

Что такое авторская песня сегодня? Обычному телезрителю, избалованному попсой, на ум приходит туманный образ — бородатые люди у костра с гитарами, Грушевский фестиваль и полное отсутствие перспектив на признание. Люди, которые "в теме", знают, что КСП (клуб самодеятельной песни) — это неформальное социальное движение, возникшее в СССР и объединившее любителей попеть у костра.

 

Но есть и те, для кого авторская песня — это сегодняшний день. Хотя современный автор–исполнитель — это уже необязательно "косматый геолог". Городского романса, как рока или поп–музыки, в чистом виде больше нет. Есть музыка, которая "цепляет", сочетая в себе танцевальные ритмы, запоминающиеся мелодии и непростые тексты. Обо всем этом я беседую с женщиной, которая старается объединить белорусских авторов и слушателей и проинформировать вторых о первых. Светлана Бергер координирует открытый фестиваль–проект авторской песни и поэзии "Белый свет" Минского дворца детей и молодежи.

 

— Несмотря на то, что авторская песня давно имеет своего постоянного слушателя, она находится в каком–то информационном вакууме, — Светлана начинает беседу с наболевшего. — Для того чтобы люди о нас узнавали, нужна только ваша работа. Журналисты пишут тысячи строк о рок–музыкантах, поп–дивах, альтернативных проектах, но при этом почему–то оставляют в стороне авторскую песню.

 

— Почему же? Мне кажется, авторская песня в газетах занимает столько же места, сколько и в жизни. А зачем форсировать жизнь жанра?

 

— Те, кто живет за пределами столицы, наверняка даже не догадываются о том, сколько талантливых бардов выступает в Минске! Ольга Залесская, Галина и Борис Вайханские, Алла Белявская, Елена Казанцева — все они заняли музыкальную нишу, которую назвать прибыльной можно с очень большой натяжкой. Печально, но факт: "среднестатистический" бард сегодня может собрать максимум 50 — 70 человек. Даже если брать за билет 20 тысяч рублей, на полученные деньги нереально делать рекламу.

 

— На чем же они тогда держатся?

 

— На вере в себя и свое творчество. К сожалению, авторская песня не способна прокормить так, как рок или попса. Рок–музыканту, например, проще собрать большой зал, поскольку в своем выступлении он задействует массу звуковой аппаратуры, света, он делает целое шоу! Что есть у барда? Только гитара и собственная харизма. С появлением Интернета нести свое творчество в массы стало намного проще, но и тут барды не следуют традиционным способам самопродвижения. И дело опять же в жанре: авторская песня предполагает в первую очередь личное общение со зрителем, диалог. В формате mp3 это, конечно, слушать можно, но скорее только для ознакомления. Живой голос и личное обаяние автора ничто не заменит.

 

— А может, просто время песен у костра прошло? В Советском Союзе они собирали тысячи людей, но сейчас ведь совсем другое общество и абсолютно другой ритм жизни. Не до посиделок, знаете ли...

 

— Это изменение не в лучшую сторону. Для того чтобы воспринимать хорошую поэзию, нужны личная культура, воспитание. Это как с классической музыкой: не каждое ухо готово воспринимать. И на концерты классической музыки билеты ведь тоже не больше 10 тысяч рублей стоят. Конечно, сегодня люди больше заботятся о том, как обогатиться материально, а не духовно, но это не значит, что нужно переставать пропагандировать настоящие образцы искусства. Поскольку я педагог и больше работаю с молодежью, то знаю, что музыкальный вкус прививается с детства и в семье. Заставить поинтересоваться той или иной музыкой взрослого человека могут только сарафанное радио, СМИ или Интернет. Последний даже больше, наверное, но пока не все барды знают механизмы использования этого информационного ресурса для собственной раскрутки.

 

— А о чем, кстати, сегодня пишут белорусские барды?

 

— Да все о том же: о себе, о стране, о любви... У авторской песни масса направлений: есть песни актерские, туристские, средневековые, песни ролевиков, даже барды–панки есть. Проработав во дворце 15 лет, могу с уверенностью сказать, что свободнее места для творчества, чем ниша авторской песни, я не знаю. Любой желающий может прийти на нашу репетицию или выступление и заявить о себе. Мы предоставляем площадки для выступления практически всем. Если нужна подготовка к бардовским фестивалям, конкурсам, тоже с удовольствием поможем, мастер–класс проведем. Единственный критерий, к которому у меня особое отношение при прослушивании новых авторов, — это наличие позитивности. Если я не слышу в композициях радостных, светлых нот, то, скорее всего, наши пути с этим человеком разойдутся. Я, может, сейчас скажу банальную вещь, но для авторской песни очень важны нравственное устремление, крепкий моральный стержень. Человек развивается только тогда, когда он думает, что может сделать для людей.

 

На снимке: Светлана Бергер c музыкантами Атморави, Алесем Зайцевым и Сергеем Пукстом.

 

Фото: Виталий ГИЛЬ

 

 © bards.ru 1996-2024