В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
18.11.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Агранович Евгений Данилович |
Авторы:
Долгополова Ирина Источник: газета "Вечерняя Москва" № 210 (24988) от 14.11.2008 http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=67094 |
|
Евгений Агранович отмечает сегодня 90-летний юбилей |
Евгений Данилович – неизвестный автор известных песен
ЕВГЕНИЙ Агранович – кинодраматург, сценарист игровых и анимационных фильмов, а также поэт и бард. Им написаны песни более чем к 150 кинокартинам. Одна из самых популярных песен Аграновича – "Березовый сок" – написана в 1954 году для кинофильма "Ночной патруль", однако, как это нередко бывает в кино, стала шлягером совсем в другой киноленте – "Ошибка резидента". Сегодня Евгений Данилович отмечает 90-летний юбилей.
Песни народные, слова – тоже
– Евгений Данилович, народ семьдесят лет поет ваши песни, не догадываясь об истинном авторе. Не обидно?
– Я же вывернутый наизнанку персонаж, и меня много лет сопровождает плагиат наоборот. Я когда начинал работать на студии Горького, наша киноиндустрия "давала" 7 фильмов в год. Экраны были заполнены трофейными, обменными, крадеными картинами. То есть где-то мы их подбирали в канавах, первые титры, как правило, были оторваны. Как обычно, все картины были музыкальными. Качество музыки замечательное, текст после перевода вызывал оторопь. По своей слабости. И мне пришлось 15 лет монопольно писать стихи к той самой зарубежной музыке. Они звучали в фильмах "Возраст любви", "Бродяга", "Уличная серенада"... Мои тексты пели все московские улицы. Так неизвестный, не опубликованный ни в одном издательстве, газете поэт мог хотя бы слышать свои строчки. И какая-то горькая радость от этого была. А чуть позже, в XXI веке, меня "открыли" практически все российские газеты. Я стал неизвестным автором знаменитых песен. Что тоже приятно.
– В чем секрет такой популярности этих песен?
– Все оттого, что это не казенные, не литованные, а песенки со свободным дыханием. Печати "Разрешено" на них не стояло. Были среди них и попроще, были и получше, как "Березовый сок".
Это песенка-исповедь бродяги. Помните: "Я менял города, я менял имена". Ее пели с наслаждением люди, которые дальше Сочи никуда и не выбирались. Потому что был духовный голод. И еще это песенка об огромном количестве перемещенных лиц. Знаете, сколько было наших пленных в первый год войны? Люди, о которых я писал – "и бразильских болот малярийный туман" – встречались мне на войне.
И стал я запевалой
– А на войне песни писали?
– Наши войска отступали, а меня к зиме назначали запевалой. Что прикажете петь? "Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин"? Неприлично. А у меня крутились в голове строки Киплинга, незадолго перед тем прочитанные: "Пыль, пыль, пыль от шагающих сапог". Мелодию сложили стук сапог моих товарищей и их хриплое дыхание. Четыре куплетика я Киплингу добавил – про наше, отечественное. До сих пор жива моя "Пыль". Есть строевые части, где ее и сейчас поют. Англичане (когда мы уже с ними выпивали) сказали, что мы, союзники, встретились на одной нотной строчке, Киплинг и ваш покорный слуга. А как только окончилось наше подмосковное наступление, я написал "Лину". Песенка была "неправильной", потому что я полагал, что женщине вовсе не надо ждать до собственной гробовой доски жениха и мужа.
Не оставаться черной вдовой, а стать матерью, чтобы зазвенели детские голоса на наших улицах, и чтобы не оскудела земля русская после таких страшных потерь.
Штандарт от мэра
– Евгений Данилович, а как вы угодили к бардам?
– Случайно. Один человек, я его принял за авантюриста, мне названивал полгода. А потом пришли 10 человек с гитарами и всем прочим. "Ну, давай, говорят, Данилыч, показывай, что у тебя есть?" Часиков десять меня мучили, номеров тридцать тут же записали (у них и аппаратура нужная при себе имелась). Потом сказали: "На "Перекрестке" сделаем ему "малосольный" концерт пополам с Жоркой Лепским, а потом сольный". И я пошел.
Все премии бардовские у меня, в том числе и "Живая легенда". Они для меня стали семьей. И я получил то, чем был обделен... Теплоту, заботу, внимание. 10 лет я с ними.
Кстати, Юрий Михайлович Лужков, наш мэр, знает меня исключительно как барда. От него у меня особенный подарок – Штандарт победы за бардовскую деятельность.
– Чем подпитываете творческое долголетие?
– В наших широтах надо очень долго жить, если хотите увидеть какой-нибудь результат. Не скажу за балерину, она может отличиться в 18 лет. Но в нашем жанре иные дистанции. Вот сейчас пытаются мне справить юбилейчик, 90 лет. А какие собственно достижения? Никаких. Ни званий, ни чинов. Я ведь даже не член Союза писателей.
Обычный набор боевых наград. Есть концерты, книжечки стихов и прозы, они всегда разлетаются на моих выступлениях. Есть своя публика. Мои песенки – это не высокая эстрада. Они приземленные, пригородные. Но поверьте, быть неизвестным автором знаменитых песен намного интереснее знаменитого автора никому не нужных песен.
Так что одно дело престиж имени. И совершенно другое – престиж самой песенки. Это дороже.
Справка "ВМ"
Евгений Данилович Агранович pодился 13 октября 1918 года в Орле, но в официальных документах дата рождения – 14 ноября 1919 года. И эту версию принято считать официальной. На фронт ушел добровольцем.
Стихи пишет с 1938 года. В 1948 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького. В 2001 году в издательстве "Вагант" у Аграновича вышел двухтомник его произведений.
В настоящее время пишет стихотворения, прозу, сочиняет песни. Активно выступает на концертах. Живет в Москве.
При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: "Газета \"Вечерняя Москва\"" на первоисточник обязательна.
|
© bards.ru | 1996-2024 |