В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

10.11.2009
Материал относится к разделам:
  - АП - научные работы (диссертации, дипломы, курсовые работы, рефераты)
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Высоцкий Владимир Семенович
Авторы: 
Солнышкина Е. И.
 

Конфликтность как принцип построения стихотворений

Конфликтность как принцип построения стихотворений (На примере анализа "Песни летчика" и "Песни самолета-истребителя" В.С.Высоцкого). Тезисы.

 

"Песня летчика" и "Песня самолета-истребителя" образуют своеобразный микроцикл, который следует рассматривать в единстве и взаимообусловленности, иначе утрачивается смысл произведений, упускаются многие аспекты и проблемы.

 

В основе этих песен лежит общий конфликт, он проявляющийся на двух уровнях: внешний конфликт – борьба между сражающимися сторонами ("Их восемь – нас двое...") и внутренний – между Человеком и Машиной (летчиком и самолетом-истребителем: "Я"↔"Он"). Первый – образует сюжетную линию, второй несет в себе скрытый пласт философских раздумий поэта. Конфликт пронизывает все произведение в целом и выражается в оппозициях: "Человек↔Машина", "тело↔душа", "разум↔чувство", "смерть↔мир". Отношения между понятиями внутри оппозиций подчинены закону единства и борьбы противоположностей, выступающему движущей силой развития. Таким образом, конфликт у Высоцкого является важнейшим принципом создания поэтического стихотворения, насыщенного основополагающими проблемами, касающимися человека и бытия. Он (конфликт) позволяет вместить в ткань произведений огромный пласт чувств, эмоций, раздумий.

 

Конфликтность в "Песне летчика" и "Песне самолета-истребителя" порождает тему борьбы и связанную с ней проблематику. В данных стихотворениях борьба локализована в пространстве и времени. Пространство организовано вертикально: Земля→Воздух→Небо и представляет собой ступени человеческого существования. Время конкретизирует пространство: бой происходит в воздухе в конкретном временном отрезке. Однако, конкретная ситуация, отраженная с двух противоположных точек зрения, рождает абстрактные проблемы: проблему свободы, противостояния Человека и Машины, смерти и мира, разума и чувства, души и тела. Как видим, конкретика и абстрагирование являются одним из важнейших принципов в поэзии В.С. Высоцкого.

 

Проблема свободы в данном случае проявляется в волевом акте героя, решающем вступить в борьбу с противником, зная, что силы неравны ("...расклад перед боем / Не наш, но мы будем играть!"), а также в контексте темы противостояния Человека и Машины. Самолет-истребитель, наделенный автором сознанием, пытается освободиться от летчика и действовать самостоятельно. Отсюда вытекает новый ракурс рассмотрения проблемы свободы: она заключается, по Высоцкому, в самом стремлении к свободе, в котором и рождается неповторимое "Я" человека. Такая ассоциативность стала возможной благодаря смысловой насыщенности текста и символике образов.

 

В данных стихотворениях нашли свое отражение особенности творчества Высоцкого: динамика повествования, тесное переплетение духовного и материальных миров, раскрывающих и объясняющих друг друга, смена углов зрения на одну проблему, преобладающая роль перцептивной функции, механизмами реализации которой выступают: разговорная лексика, фразеология ("нам не светит с тобою" и др.), синтаксис, а также тропы и фигуры речи, особый тембр голоса поэта, создающий звуковую ауру песен.

 

Солнышкина Е. И. (г. Ставрополь)

 

 © bards.ru 1996-2024