В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
05.11.2009 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП |
Авторы:
Вержбицкая Наталья Источник: Республиканский общественно-политический журнал "Байтерек" №3 (36), май-июнь 2009 http://www.baiterek.kz/index.php?journal=31&page=488 |
|
Возьмемся за руки, друзья! |
Песни под гитару, шутки, разговоры по душам – таким запомнился международный фестиваль авторской песни "Чимбулак-2008". На него слетелись гости из Казахстана, России, Германии, Киргизии и Узбекистана. Среди них был легендарный бард Владимир Туриянский, известные российские исполнители Андрей Козловский, Женис Искаков, Раиса Нурмухаметова, Анатолий Киреев. Порадовали своим творчеством и наши соотечественники – Максат Сарсенбеков, Дмитрий Кан, Гульзада Жаркимбаева. Все они вошли в состав строгого жюри, настолько строгого, что в результате в номинациях "Композиторы" и "Авторы" лауреатов не оказалось. А вот лучшим исполнителем стал Денис Цветков (Омск, Россия), которому удалось своей интерпретацией буквально дать вторую жизни Окуджавскому "Арбату". В номинации "Ансамбль" звания лауреатов получили алматинский ансамбль Александра Хайленко, исполнивший "Песенку", и трио "Мицар" из Астаны, покорившее слушателей "Вилковской фантазией". Приз от дирекции зимних Азиатских игр и Алматинского городского акимата достался Дарье Пынке из Караганды.
Лирика победила математику
— Впервые я попала на фестиваль ради интереса, в 1999 году, – рассказывает член жюри Гульзада Жаркимбаева. – Но когда увидела костры, палатки, бардов с гитарами, послушала песни – влюбилась во всю эту романтику без памяти. Ведь я и сама пела, но не авторские песни, а рок-н-ролл. И вдруг стала сочинять, ездить со своими песнями по фестивалям, выступать. О математике больше не вспоминаю. Веду кружки бардовской песни в Астане. Вот привезла и наших ребят на фестиваль, трио "Мицар" – дипломантов прошлогоднего фестиваля. А еще наша гордость – Алена Аникина, Максим Терехин. Макс поступил в ГИТИС, на режиссерский факультет. Проходит у нас в Астане и детский фестиваль авторской песни "Струнная капель"...
Надо сказать, что Гульзада настолько пылко увлеклась детским творчеством, что о своем даже несколько подзабыла. Последняя песня – "След на песке" – появилась год назад, но Гульзада надеется, что ее авторский потенциал еще проявится в полную силу.
И синяя звезда над головой...
Вот это да! Владимир Туриянский, имя которого широко известно в среде любителей авторской песни, никогда не был не то что лауреатом – даже дипломантом бардовских состязаний. Между тем его лирические, сатирические, "туристские" и даже ковбойские песни поют все. Мало того, Туриянский – это классика жанра.
Как хорошо шагать совсем не "в ногу". И петь не то, что долбят день-деньской... Дай Бог, друзья, нам светлую дорогу И синюю звезду над головой...
У него вышло десять дисков, которые продаются в разных странах – Израиле, Канаде, Америке, на подходе новый, который автор планирует выпустить к зиме, он будет называться "Помни о снеге". Дело в том, что Владимир обожает зимнюю природу, горные лыжи, и у него набралось на эту тему семнадцать песен.
— Творчество – мой способ существования. Я постоянно что-то делаю: если не сочиняю песни, то пишу книги. Последняя – "Москва до востребования", это мои письма другу, сдобренные стихами. Несмотря на возраст (Владимиру – 73), на творчество его вдохновляет дорога, он объездил весь бывший Союз – от Балтики до Чукотки. И даже его последняя песня называется "Дорожный блюз", он сочинил ее буквально за две недели до фестиваля.
Снова желтая осень, поседевший трамвай, Листья мертвые косит ветерок верховой... Но никто и не спросит: что ж не едешь домой?
Туриянский – частый гость в Алматы, он с удовольствием приезжает на фестивали авторской песни на Чимбулаке. Барду нравится здесь особая атмосфера единения с близкими по духу людьми.
Сын репрессированного в тридцатые, Владимир Туриянский, по его словам, выбрал жанр авторской песни как менее всего подвластный цензуре, это – единственный способ быть услышанным и понятым такими же, как и он сам. Его песни перелетали часовые пояса, не зная запретов. Не так ли мир узнал Высоцкого и Окуджаву, Визбора и Галича?
И хотя Владимир уехал в Германию еще в 1999-м, хотя у него там есть квартира и вид на жительство, он редко покидает Россию, где его понимают и принимают вместе с его творческими исканиями, песнями и стихами.
Запреты юношей питали
Удивительно, но это факт, считает бард Туриянский: отсутствие запретов не лучшим образом сказалось на авторской песне. Все реже встречаются в ней золотые слитки. Нет, конечно, продолжают петь о вечном – любви, родине, дружбе, Боге, но все как-то пресно, без протеста, преодоления – себя ли, обстоятельств... — Чаще появляются песни-изложения, когда пишут со слов других, не на основе собственных чувств и переживаний, – говорит Туриянский. – То есть смысл авторской песни как бы выхолащивается. Я давно не слышал песен, которые по-настоящему меня бы тронули, чтобы мурашки по коже. Таким моим открытием стала Лена Казанцева из Белоруссии. У нее есть очень свежие строчки:
Ты помнишь, пограничник, лето Короткое, как отдых на войне?
Или:
Меня спасет мое искусство, Тебя – никто и никогда!
Жалко, что я не смог так придумать.
В чем миссия барда? Наверное – показать мир, который сумел увидеть ты сам. Хотя... у меня, как у птицы, какой-то особенной миссии нет – просто живу, просто пою. Гитара у меня постоянно под рукой, она – мое второе "Я". Будет продолжение в детях – сказать сложно. Дочь – музыкант, работает концертмейстером в театре Вахтангова. Одно время она пела песни, даже была лауреатом Грушинского фестиваля.
Душа барда живет в наших горах
И все-таки рано ставить крест на авторской песне. Эту оптимистическую мысль мне внушил Денис Цветков, который стал лауреатом фестиваля "Чимбулак-2008". Обладатель бархатного, с легкой хрипотцой голоса, напротив, уверен, что авторская песня сегодня расширяет границы – в ней появились элементы блюза, джаза и рока. Для профессионального артиста (Денис работает в Омском драматическом театре) такие эксперименты особенно интересны.
— В России ежегодно проводится около шестидесяти фестивалей, и попасть на них невозможно, – говорит молодой исполнитель и признается, что, несмотря на такое обилие бардовских встреч в его стране, по душе ему алматинские фестивале на Чимбулаке. Он поражен красотой наших гор и удивляется, как, имея под боком такую природу, люди остаются к ней равнодушными.
— Фотографии, которые мы привозим отсюда, не могут передать того удивительного впечатления, которое дарит ваша природа, общение с людьми. Российские фестивали авторской песни больше тяготеют к шоу. С одной стороны, это хорошо, но, с другой – теряется ощущение диалога между автором и слушателем. У вас этого, слава Богу, не происходит. Здесь какая-то домашняя, уютная обстановка, которая располагает к поиску ответов на извечные вопросы: что происходит с этим миром, и можно ли его изменить.
— Понятно, никто не пытается раскрутить землю в обратную сторону или поменять солнце с луной, но есть цели, которые вполне нам по силам: сделать мир светлее и добрее, например. Секрет авторской песни в том, что ее поют люди, которым есть что сказать тем, кто это хочет услышать, – говорит Денис. – При этом необязательно петь собственные строчки. Один известный бард мне посоветовал: если можешь не писать, не пиши, и я понял, что своими словами я не могу передать всю полноту чувств, которые я переживаю...
На алматинский фестиваль Денис привез "Арбат" Булата Окуджавы и "Возвращаюсь" казахстанского автора Николая Стаченкова. Жюри покорила новая версия известных произведений, представленная молодым исполнителем.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
|
© bards.ru | 1996-2024 |