В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

04.11.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
Авторы: 
Марченко Дарья

Источник:
газета "Новая газета" от 16.02.2004
http://www.samarabard.ru/marchenko_press/?message=587#m587
 

Когда поют студенты...

Вообще-то на любом фестивале самое интересное – конкурсная часть. Потом, когда наступит раздача слонов, все будут уже спокойны и уверенны в себе. А тут – живая жизнь, нервно обкусанные ногти, забытые напрочь слова любимой с детства песни. Опять же, жюри, артистично пытающееся сохранить приличное лицо при звуках откровенной лажи.

 

13-14 февраля в Самаре прошел Первый открытый областной студенческий фестиваль авторской песни "Шестиструнная Самара".

 

Племя молодое, незнакомое

 

"Авторская песня – это думающая песня для думающих людей", — с юношеским пылом провозглашает очередной выступающий формулу Окуджавы. Далеко не пустой актовый зал аэрокосмического университета отзывается аплодисментами. Видимо, сочли себя думающими – уже неплохо.

 

Принято считать, что авторская песня зародилась именно в студенческих кругах – в тех самых шестидесятых, в том самом МГУ и МГПИ, который расшифровывали как "московский поющий университет". Те студенты были почвой, на которой возникла и расцвела авторская песня. Кем будут для жанра современные школяры?

 

Критиками – это точно. Недаром же думающими себя признали. Правда, думали они чаще всего вслух и во время песни – но думали же. Сзади меня басок все время комментировал происходящее на сцене, некоторые оценки меня позабавили. На сцене грустная девушка в роково-дворовой манере повествует: "Где-нибудь завтра солнечным днем / Выберем место и там умрем". "Нет, это не авторская песня", — авторитетно заявляет басок.— "Авторская – это типа Митяев".

 

"Песня называется "Встреча студентов"", — группа девушек в одинаковых брюках с сияющими пряжками собирается спеть о том, как они здорово съездили на конференцию. "Ну, сейчас будет "Как здорово, что все мы здесь..."", — предупреждает басок. Звучат первые аккорды: "Сегодня здесь мы собрались..." Привет Олегу Григорьевичу.

 

Вообще, публика реагирует живо. "Посвящение Баху" — "Какому из них?" — требует конкретизации голос из зала. Можно порадоваться за Иоганна Себастьяна – слава потомка его не затмила.

 

Юношеский пессимизм

 

Кстати, песен Митяева на этом фестивале я не услышала. Нет, ради Бога, пойте на здоровье, просто... хочется, чтобы исполнители брали не только то, что на поверхности. Чтобы копали глубже. Поэтому откровенно порадовали песни Мирзаяна, Фроловой, Любови Захарченко и даже Натальи Дудкиной. Не будем о том, как это было исполнено, но ведь нашли современных авторов – это наряду со звучавшими классиками: Круппом, Ланцбергом, и даже Кимельфельдом.

 

"Я бы даже не стал сравнивать этих студентов и тех, которые начинали авторскую песню, — рассуждает Исай Фишгойт, один из основателей бардовского движения в Самаре. -Невозможно найти общее – наверное, только гитара в руках. Самодеятельность, которая была в начале – она была примитивна до ужаса, тематика была однообразной... Сейчас примитивности практически нет, много философии, размышлений..."

 

Да, предыдущие поколения были пожизнерадостней – это отметили все члены жюри. "Если бы я был студентом, меня точно сейчас тянуло бы на безобразия, — честно признался Михаил Вейцкин. — А их в такой серьез тянуло, что стало скучно. Студенческой песни, к сожалению, на фестивале не было. Была песня бардовская, и ничего кроме бардовской. Ни куплетов, ни студенческого задора – все напрочь отсутствовало, и очень жаль".

 

Единственную, пожалуй, песню, соответствующую беззаботному возрасту спел Данил Полянский, который стал лауреатом среди исполнителей. Кстати, песню написал наш самарский автор Андрей Колесников.

 

Философскую основу под всеобщий пессимизм подвел грустный Леонид Сергеев: "Серьезное поют – потому что время такое. Нас раздербанили на части, заставили понять, что мой дом – моя крепость, и я могу в этой жизни надеяться только на себя. Опять же, если брать пошире, все эти передачи: "Слабое звено", "За стеклом", "Фабрика", где люди выкидывают друг друга... Это специфика времени, я бы даже сказал политика времени. Я недавно спросил у одного большого человека: а эти передачи специально на телевидении появились? Он посмотрел на меня как на идиота: "А ты как думаешь? Конечно да. Нам нужно учить людей отвечать только за себя".

 

Дай Бог, снова наступит время, когда мы будем снова объединяться. Хотя это тоже не выход из положения. Выход, как всегда был, есть и будет: верить в свое мужество и искать свои "нервные ответвления" – единомышленников, соратников. Людей, не одинаково с тобой думающих, а людей, думающих с тобой в одном направлении.

 

И как раз авторская песня всегда была самовыражением, поиском сопереживальщиков, со-мышленников. Сейчас молодые ребята и хотели бы самовыразиться, но они, как еще растущие организмы, впитывают в себя то, что идет извне. А что идет извне: телевидение и радио, а там везде один и тот же формат. На фестивалях несколько раз у меня было такое ощущение: выходит человек, он хочет сказать, что у него внутри, но у него нет средств, кроме обычных "тягу-тягу и муси-пуси". Его самого от этого корежит – но у него нет элементарного словарного запаса. Потому что он не читает, а сидит за компьютером. Я не против, нет – но убеднение и усреднение чувствуется в последнее время очень сильно".

 

Повод для оптимизма

 

Посредственность была всегда – и в массовом отношении ее всегда было больше. Но именно на ее фоне прозвучит иногда голосом Тани Землеруб: "Мон амур стал моим бывшим мужем. Настолько бывшим, что даже приятно". Неплохая строчка – даже приятно. Прозвучит "Трамвай" Ильи Оленева – лауреата среди авторов.

 

Или выделится своей резковатой манерой Лилька Хасанова – еще один лауреат-исполнитель. Кстати, рискну нескромно заметить, что исполнители – это вообще белая кость авторской песни. Спеть-то может каждый, а исполнить – наполнить песню, чтобы она по-новому зазвучала... Авторы выражают свое состояние своими словами и музыкой. А тут попробуй выразить свое чужой песней. У Лили это получается.

 

Или вдруг пойдут один за другим мальчишеские трио – с прекрасным твердым многоголосием. И сызранскому "Спириту" жюри не сможет отказать в лауреатстве несмотря на не слишком бардовский репертуар.

 

Одним словом, не все так безнадежно. Более того, теперь появился повод для дальнейшего оптимизма – ведь наконец в Самарской области будет свой местный фестиваль. Не Грушинский, который давным-давно перерос границы региона. А именно свой, маленький – фестиваль, которому интересны не уже готовые звезды, а молодежь, которой есть куда расти.

 

Дарья Марченко

 

 © bards.ru 1996-2024