В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
04.11.2009 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Сарсенбеков Максат Талгатович |
Авторы:
Михайлова Ксения Источник: газета "Мегаполис" № 28 (343) от 23.07.2007 http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=6192 |
|
Искусство городского романса |
Авторская песня – это искусство для избранных, которому вовсе не нужно повсеместное признание и любовь масс. В этом уверен автор-исполнитель Максат Сарсенбеков.
Максат Сарсенбеков живет авторской песней. Он организатор международного фестиваля авторской песни "Астана", а также заместитель председателя организационного комитета международного фестиваля "Чимбулак-2007", который пройдет при поддержке акимата Алматы с 27 по 29 июля.
Его любовь к написанию и исполнению песен проверена временем. Так как увлекся он авторской песней еще в школе.
– Тогда я еще не знал, что это авторская песня. Много песен Окуджавы, Кима крутили по телевизору... А уже в старших классах, когда начал учиться играть на гитаре, очень понравились песни Дольского, Суханова, к тому же их было не так трудно играть... Городской романс – вообще удобный жанр для начинающих гитаристов, – говорит Максат.
Потом в студенчестве увлечение стало более осознанным, и в 21 год Максат Сарсенбеков активно участвует в создании клуба песни КСП "Фламинго".
– Когда я в клуб только пришел, еще путал гитарную попсу, русский шансон и авторскую песню, но там вкус сформировался, – продолжает автор-исполнитель. – И с тех пор я любитель этого жанра. Сочиняю песни, правда, в последние годы делаю это редко...
Все начинается с любви
– Написание и исполнение песен – это способ самовыразиться, – уверяет Максат. – Или понравиться девушке, или заработать денег. А если говорят, что, мол, неизвестно, что это на меня нашло, что стал песни сочинять, – так это неправда. Творчество – это функция молодого, половозрелого организма.
Еще одно определение, которое дает бард из Астаны творчеству, – "показатель ненормальности и готовности к удивительным приключениям". И соглашается, что, наверное, именно любовь – источник вдохновения для большинства авторов.
– А когда говорят, что некоторые до последнего часа писали с такой же силой, как в молодости, то я думаю, что они просто сохранили свою способность влюбляться и совершать безрассудные поступки, – говорит автор-исполнитель.
Авторская песня – это искусство. В этом уверены все барды. А все утверждения обратного, просто от непонимания.
– Иногда какие-нибудь музыкальные критики описывают группу и говорят, что "это не искусство, это барды". И им кажется, что это такая незамысловатая штука. Но так думают люди, которые ищут и видят в музыке лишь развлечения. Но есть те, кто интересуется и текстом песни, и эмоциональной нагрузкой. И это один-два человека из сотни. Вот эти люди становятся любителями авторской песни, – считает Максат Сарсенбеков.
Не на сто процентов он согласен и с утверждением, что абсолютно все барды – неисправимые романтики, предпочитающие горные походы и песни у костра.
– Конечно, из-за того, что занимался туризмом, я с большей скоростью пришел к авторской песне. Но все равно бы пришел. Потому что есть люди, которые в горы не ходят, костров не жгут, но все равно рано или поздно приобщаются к авторской песне, – говорит он.
Авторская песня сегодня популярна лишь в небольшом кругу авторов-исполнителей. Максат Сарсенбеков уверен, что большего и не нужно.
– Авторская песня имеет свою нишу и не хочет стать популярной и попасть в "песню года". Не ее это дело. Точно так же, как не станут популярными балет и опера, у них есть свое место и свой потребитель, – говорит он. И добавляет: – Невозможно сравнивать авторскую песню с популярной музыкой. Тот же русский шансон – часть попсы, а не авторская песня второго сорта, как многим кажется. Авторская песня – не русский шансон для "ботаников".
Жанр этот настолько самодостаточный, что организаторы фестивалей даже не сомневаются – новые "голоса" будут приходить. Несмотря на все высказывания о том, что этот жанр уже "устарел" и вопреки прогнозам о медленном вымирании бардовского движения.
– Это никогда не закончится! – оптимистичен Максат Сарсенбеков. – Всегда придут "свои" молодые. Также, как находятся те, кто учится играть на виолончели или тромбоне, чтобы был симфонический оркестр. И никакой диск их не заменит.
Подрастает и достойная смена. В клубы стали обращаться завучи школ с просьбой найти преподавателя по игре на гитаре. В три столичных школы уже были направлены члены клубов авторской песни.
Работа в радость
Казахстанская авторская песня, появившаяся, по мнению Максата Сарсенбекова, из сосланной в нашу республику интеллигенции, очень разнообразна. Некоторые говорят о "колорите", другие называют это "казахстанским духом".
– О состоянии авторской песни Казахстана можно судить по результатам различных фестивалей. Так на фестивале "Петербургский аккорд", где на конкурс принимают только лауреатов региональных фестивалей, мы из 10 наград получаем две! А ведь там выступают барды из клубов Америки, Израиля, со всей России, – рассказывает организатор фестиваля "Астана".
Возлагает Максат Сарсенбеков большие надежды и на международный фестиваль авторской песни "Чимбулак-2007".
– Я с большим удовольствием еду на фестиваль, так соскучился по алматинским бардам. От города с такой историей я давно жду большого, хорошего фестиваля, какой был в начале 80-х, – говорит он. – И поскольку заявленные гости, потенциал организаторов мне известны, я знаю, чего можно ожидать. Во всяком случае "Чимбулак-2007" будет лучшим фестивалем этого года в Алматы, хотя уже были и будут другие. Это однозначно.
Дух единства и взаимопонимания – вот из чего состоит атмосфера фестивалей авторской песни. Имея многолетний опыт участия в подобных мероприятиях, Максат Сарсенбеков уверяет, что ярче всего это выражается в финальной песне. Когда уже объявлены лауреаты, и участники, и жюри стоят вместе на сцене и все вместе поют заключительную песню.
– Но, так как теперь я организатор фестиваля, мне очень нравится понедельник. Когда провожаешь последних гостей и знаешь, что на следующий день можно будет выспаться. У меня сейчас будет три дня недосыпа, но это все стоит результата, стоит того, чтобы всем этим заниматься, – признается Максат Сарсенбеков.
Барды, которые уже занимались организацией таких мероприятий, сходятся во мнении: провести фестиваль – такая же творческая работа, как написать песню. Для этого нужны и энергия, и вдохновение, и творческие силы. У организаторов фестиваля "Чимбулак-2007" есть все составляющие успеха.
– Я просто радуюсь, что совсем скоро все казахстанские барды увидят друг друга, будут обниматься, передавать друг другу диски, радоваться и петь песни. Это замечательно!
|
© bards.ru | 1996-2024 |