В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

20.09.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Шаов Тимур Султанович
Авторы: 
Черезова Галина

Источник:
газета "Советская Сибирь", 12.04.2007
http://www.shaov.ru/publish.php
 

Закон Кулона не объявишь вне закона

Говорят: мир уцелел, потому что смеялся. Жизнь — штука трудная. Во все времена такой была. И нынешние не исключение. Когда только оптимизм и спасает и неизменные его спутники — юмор, сатира, ирония. Этими "инструментами" виртуозно владеет московский автор-исполнитель Тимур Шаов, гастроли которого с успехом прошли в Новосибирске в рамках цикла концертов "Авторская песня" — совместного проекта государственной филармонии и бард-клуба "Гитара по кругу".

 

Тимур Шаов — звезда молодого поколения современной бардовской песни. Выпустил семь альбомов, выступил почти во всех крупных городах России, побывал с концертами в Германии, Голландии, США, Канаде, Израиле, в странах Балтии, Украине, Белоруссии. Лауреат Грушинского фестиваля. В 2001 году стал единственным бардом, получившим профессиональную премию в жанре сатиры и юмора "Золотой Остап". Лауреат национальной премии "Шансон года-2003". В Новосибирск с музыкантами Сергеем Костюхиным и Михаилом Маховичем привез новую программу "Свободная частица", с которой совершает гастрольный тур по стране. Он опоздал на пресс-конференцию — долго ехали из Томска, где он тоже выступал. Владимир Аникеев — хранитель духа авторской песни в Новосибирске, вдохновитель и организатор не имеющего аналогов в Сибири проекта "Гитара по кругу", представляя "звезду", сказал: "Благодаря таким

людям, как Тимур, мы не теряем оптимизма". "Звезда иронии" среагировал мгновенно: "На этом пресс-конференция заканчивается! Главное сказано".

 

На вопрос, считает ли себя бардом, ответил: "Может быть. Не важно, кем себя считаешь. Но, с другой стороны, неудобно, когда у детей в школе спрашивают: а кто ваш папа? А что они? Бард наш папа?! Как-то несерьезно. Артист? Черт его знает, кто я! Я вообще не люблю классификации. Психотерапевт я, наверное, все-таки! Как был доктором, так и остался". Тимур Шаов окончил мединститут, 12 лет работал в районной больнице, на родине, в Карачаево-Черкесской автономной области. И писал песни. Настал момент (1999 год), когда авторская песня "настолько влезла в жизнь, что пришлось заняться ею профессионально". Женат, трое детей. Живет в городе Дубна Московской области. Им написано около двух сотен песен. Жизненное расписание очень плотное: 10 — 14 концертов ежемесячно.

 

Его творчество стоит несколько особняком. Это не надрыв и безрассудное бунтарство Высоцкого, не трагический слог Галича и ядовитая сатира Жванецкого. Шаов ни на кого не похож. Его слово, приправленное изрядной долей иронии и каплями здорового врачебного цинизма, клокочет и жжет, как больная совесть. Ему чуждо ханжество. Он не стесняясь называет вещи своими именами, рассыпает по текстам сленговые словечки, чем хлестко бьет в ухо любителя изящной словесности. Считает, когда возникает желание понравиться, на этом человек как творческая единица заканчивается. Не теряет самоиронии и с чувством юмора относится к себе. И пишет так, "чтобы было весело". Непринужденная, свободная атмосфера царит и на концертах: он отвечает на любые вопросы, не просит убрать фото— и видеокамеры, разрешает держать включенными мобильники ("Как же можно? Человек сидит, меня слушает. А вдруг у него бизнес горит в это время?!").

 

Журналисты называют Тимура Шаова "бардовским" Зощенко. "Талантливым и злобным шутом" он также слывет. А он, признанный, отмеченный наградами, остается самим собой. "Ну а так как я не классик, сам воздвиг себе Парнасик" — песня "Пегас, Муза и лирический герой":

 

На обочине культурного

процесса

Вольно дышится и видно

далеко.

Я сижу в обличье дикого

черкеса,

Откупориваю сабелькой

пивко.

У других людей Пегасы —

Любо-дорого глядеть.

Мой Пегас подкован криво:

У него из пакли грива

И общипанные крылья,

Куцый хвост, как пистолет.

Нрав веселый: скачет,

квасит,

Встретит лошадь —

отпегасит.

Он шакалит на помойках,

Но вообще-то он эстет.

Моя муза — из Советского

Союза,

Торговала раньше пивом

на разлив,

Называет меня:

"вшивый мой Карузо"

И подмигивает, плечи оголив.

Мой лирический герой,

он не лиричен,

Он циничен, мой лирический

герой.

Он порочен, не приручен,

ироничен.

Я-то добрый сам,

а он чего-то злой.

Я хороший, тихий, славный,

неприметный,

А он шумный, он гуляка

и нахал,

И все время кроет лексикой

абсцентной,

Я и слов таких-то сроду

не слыхал.

Тут у нас приют убогого пиита.

Эти трое пишут пульку

на песке

С шумом, руганью:

"А ваша дама бита!" —

Атмосфера, как в портовом

бардаке.

 

Песенные миниатюры Шаова довольно длинные, но исполненные артистично, с неподражаемой "шаовской" интонацией, вместившие в себя и картинки нелепой повседневной действительности ("Верните машину!" — об угоне автомобиля у друга), и явления социально-политической жизни ("Выбери меня" — на тему верховной власти в стране), они никого не оставляют равнодушным. Поданные с искрометным юмором и тонкой иронией, песни Тимура Шаова, о вещах в общем-то грустных, не оставляют гнетущей безнадежности. В них есть "свет в конце туннеля". И философский смысл. И зритель, смеясь над слабостями собственными и пороками общества, задумывается о вечном российском: "Какие мы и что же делать?" "Врачебную нищенскую" Тимура просят исполнить на каждом концерте:

 

Ах, нищее племя,

коллеги-врачи,

За что ж нас судьба наказала?

В аванс выдают нам анализ

мочи,

В получку — анализы кала.

Нет жизни на Марсе,

ученый сказал,

У нас тоже нет, уж поверьте:

Я гол, как сокол, и я зол,

как шакал,

Я нищ, как Ван Гог

перед смертью.

Как выйдешь на паперть и

глянешь окрест —

Нет счастья. Покой есть и воля.

Отчизной поставлен

на мне красный крест,

И в зад полумесяц мне колет.

Я — жертва Минздрава,

я — падший престиж,

Я — швед под Полтавою,

братья,

Я — черная моль, я —

летучая мышь,

Я — функция в белом халате.

 

В последнее время — заметили? — появилась тенденция говорить, что живем все лучше. А массы ну никак не хотят положительные сдвиги замечать — "Какой неудачный попался народ!" И появляются издания, спонсируемые властью и бизнесом, так называемые издания "со знаком плюс". Покажем-де — жизнь-то налаживается. А баба Маня по-прежнему покупает молочко с хлебом да рыбий хвостик на базаре на уху, все меньше бюджетных мест в вузах и полечиться качественно можно только за деньги. И Шаов в сегодняшней России очень кстати.

 

"Иные времена" (переслушивая Галича):

 

Шуршат лимузины, искрится

вино,

Жратвы в магазинах, как грязи,

полно!

Текут инвестиции, крепится

власть,

И даже в провинции есть что

украсть!

Живем в шоколаде, а что алчем

рубля,

Так не корысти ради, а радости

для!

Триумф креатива —

апгрейдинг умов!

А главное — пива сто двадцать

сортов!

Вроде жареным не пахнет,

Черный ворон не кружит,

Олигарх над златом чахнет,

У метро алкаш лежит.

Складно врет номенклатура:

Счастье, мол, не за горой.

А страна сидит, как дура,

И кивает головой:

Кому бутик открывать,

кому окоп отрывать...

А с Тверской страна не видна.

А кто плохо жил, будет

плохо жить.

Это все они — времена...

 

На вопрос, были ли проблемы в связи с остросоциальными текстами, "бардовский" Зощенко ответил: "Если бы меня часто по телевизору показывали... Как бы я остро социально ни вякал, ни кудахтал, у нас сейчас плюнь в глаза — абсолютно божья роса. Роль творческих людей сегодня в стране сведена к минимуму. Вот поучаствовать в выборной кампании... А критика — никому это неинтересно". "Свободная частица" — песня, давшая название новой программе. Сам термин — физический, из области микромира. Проведя поэтическую аналогию, в макромире, именуемом Россией, каждый из нас — тоже частица. И нужно учиться быть свободными. Жить с ощущением внутренней свободы. Только тогда возможно поступательное движение, развитие духовное человека и общества.

 

Ты знаешь, Петя, я зауважал

науку.

Сейчас такое злое время

на дворе,

Страна не та уже давно,

а скорость звука

Все та же, что при батюшке

царе.

Ах, как печально на пеньке

сидит ворона!..

Пришли Лопахины и вырубили

сад.

Из вечных ценностей — один

закон Кулона

Да площадь круга все еще

пи эр квадрат.

Летит нейтрино сквозь рогатки

и препоны,

И за Можай его, нейтрино,

не сошлют,

Закон Кулона не объявишь

вне закона,

Но разве что через

Басманный суд.

Эх, нам бы воспарить,

как птицы,

Эх, нам бы взять пример

с частицы.

Она свободна. Жаль,

ее не видно.

Как гражданину это мне

обидно.

 

"В Перми после концерта к нам зашел человек и произнес чудесную фразу, которую мы выгравируем, наверно, как эпитафию. Он сказал: "Спасибо вам за то, что вы несете!" Имел, конечно, в виду доброе, вечное. Но прозвучало чудесно! Сергей Владимирович Костюхин — циник законченный, он вскочил, пожал ему руку и сказал: "Вот вы первый, кто правильно оценил наше творчество!" Поведав байку зрителям, автор и музыканты вместе по традиции лихо закончили выступление бравурным и веселым "антидепрессивным гимном" — актуальная тема! — "Боремся с депрессией".

 

В интернете у Тимура Шаова есть официальный сайт. Но поклонникам этого мало — организовали неофициальный сайт, фан-клуб. "Одна из самых большущих поклонниц живет в вашем Академгородке, — с теплотой поведал Тимур. — Она не юный человек. Всегда пишет на сайт, задает вопросы. А если, не дай Бог, кто-нибудь меня поругает, становится на защиту грудью. Мы в прошлый приезд познакомились с Зоей Мартыновной". На концерт в Дом ученых Тимур приехал с букетом цветов для своей верной поклонницы.

 

Говорят, человечество смеясь расстается со своим прошлым. Из прошлого, да и из настоящего, гражданам России есть с чем расставаться. Тимур Шаов блестяще демонстрирует это. Свободным творчеством. Значит, можно верить, "придут другие времена". Достойные.

 

 © bards.ru 1996-2024