В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
28.08.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Шаов Тимур Султанович |
Авторы:
Свистунова Светлана Источник: радиокомпания "Маяк", 01.02.2006 |
|
Тимур Шаов |
2006/02/01 | 19:50 Светлана Свистунова (ведущая программы)
Здравствуйте! Сегодня у нас в студии Тимур Шаов. На "Маяке" вы можете слушать его программу о наших бардах "Гнездо глухаря". Однако сегодня мы поговорим с Тимуром о том, как он пишет песни, как он живёт и как дошёл до жизни такой. Здравствуйте, Тимур!
ШАОВ: Здравствуйте!
— Я, когда готовилась к передаче, хотела найти в Интернете что-то о Вас, нашла всё: песни Ваши нашла с аккордами, Ваши песни можно сыграть. А вот про Вас информации очень мало. Первое, что хотела узнать: откуда такая фамилия? То ли буковка пропущена, то ли паспортистка ошиблась...
ШАОВ: Нет, никто не ошибался. Это черкесская фамилия. Она так и звучит — Шаов, в переводе означает "молодой человек". Красиво, правда?
— Красиво! Конечно же, будучи молодым человеком, любящим музыку, Вы когда начали сочинять?
ШАОВ: Сочинять — в незапамятные времена, ещё в школе, наверное, в старших классах. Стал сочинять для нашего вокально-инструментального ансамбля, где я играл на соло-гитаре. Сочинением это назвать с натяжкой большой можно. Это было всё по-юношески, слабенько. А на профессиональной основе занимаюсь этим не больше десяти лет, наверное.
— Но в начале был выбран путь медика...
ШАОВ: Да, нормальный путь медика. Я не жалею абсолютно, что я учился в Ставропольском мединституте, я его закончил и 12 лет работал врачом.
— Двенадцать лет!
ШАОВ: Да, у меня богатая биография.
— А вот про медицину не так много песен, я заметила.
ШАОВ: Ну, одна песня есть про медицину. Понимаете, когда работаешь... Был бы я лётчиком, наверное, тоже было бы мало песен об этой профессии.
— Ну вот Антон Павлович Чехов, например, про медицину много писал.
ШАОВ: Ну Вы сравнили! Вы ещё вспомните Фёдора Михайловича! Нет, здесь немного другое. Я же как акын. Что вижу, о том пою. А кроме медицины есть же ещё жизнь.
— Но взгляд-то у Вас на жизнь такой "с прищуром". Вот такое серьёзно-несерьёзное отношение — это всегда по жизни? Или это исключительно творческий метод?
ШАОВ: Понимаете, здесь очень сложно сказать, потому что нельзя меня ассоциировать с моим лирическим героем. Это разные люди. Но, скорее всего, это действительно творческий метод. Моей жене говорят: "Вот ты счастливая! Он, наверное, такой весёлый, всё время шутит дома". Но нормальный человек не может всё время шутить. Если человек всё время улыбается, надо ему к психиатру обращаться. Но в песнях я стараюсь, чтобы была ирония.
— А это немного ироничное отношение к себе? Оно есть по жизни?
ШАОВ: Обязательно! Мало того, что ироничное, критичное. Я очень даже закомплексованный человек.
— К себе отношение ироническое. А к женщинам?
ШАОВ: Конечно, у меня отношение к женщинам не ироническое. Как к ним можно относиться иронически?! Нет, с уважением, с пиететом и с некоторой настороженностью, с опаской.
— А как у Вас с женой складываются отношения?
ШАОВ: С женой без опаски, но с уважением.
— Жену, значит, не боитесь?
ШАОВ: Ну а что жену бояться? Я всё-таки черкес, человек кавказский, лицо кавказской национальности. Поэтому в семье кто главный? Как вы думаете?
— Жена — грузинка! Я много разговаривала с грузинками. Они говорят: мужчина — голова, я — шея.
ШАОВ: С этим я абсолютно согласен. Конечно, всегда есть хачапури горячие, мамалыга.
— Это жена готовит. А сами не готовите?
ШАОВ: Осталось мне ещё только готовить! Конечно, шашлыки жарю только я. Я выбираю мясо, сам его мариную по своему рецепту. Это мужское дело: добывать деньги и жарить шашлыки.
— Ваша песня "Любовное чтиво" мне очень нравится. Эта песня вызывает у меня чувство понимания ситуации. Эта ситуация в Вашей семье как-то может повторяться?
ШАОВ: Нет, эта песня была написана с пиететом и с грустью, состраданием к бедной женщине, замордованной семьёй, работой, детьми, стиркой и чем угодно. Моя жена не читает любовных романов. Поэтому сюжет песни не взят из собственной жизни, собственной биографии. Это моя версия того, почему женщины так любят любовные романы. Наверное, мы их довели до этого.
— А кто первый слушатель Ваших песен?
ШАОВ: Музыканты.
— Не жене показываете?
ШАОВ: Нет. Жена, как правило, слышит уже на концерте или какой-то готовый вариант. С музыкантами мы сначала песню и так и сяк вертим, придумываем какие-то аранжировки, придумываем, как спеть. Песня очень долго варится. Пока она сырая, её надо бросить в бульон, в кипящую воду. Пусть она варится. Потом уже продукт получается.
— Вы предпочитаете аранжировки. Это всё-таки отход от классической бардовской песни.
ШАОВ: А я никогда не был классическим бардом. Я начинал с рок-музыки, мы с ребятами "лабали битлов каких-то". А это шло параллельно. Поэтому у меня нет таких традиций. Может быть, к сожалению, может быть, к счастью. Не знаю.
— А у Вас есть музыкальное образование?
ШАОВ: Оно у меня незаконченное. Я учился играть на классической гитаре.
— Ходили в музыкальную школу, учили сольфеджио, музыкальную литературу?
ШАОВ: Музлитературы не было. Это было по упрощённой схеме. Музыкальную литературу я сам для себя открывал с помощью старшего брата.
— А в Вашей семье как относились к Вашим песням и как относятся?
ШАОВ: К сожалению, родителей уже нет. Они, правда, застали небольшой период жизни, когда они поняли, что это неплохо получается. А вообще отец говорил всегда: "Балалаечник, чем ты занимаешься?! Зачем тебе эта гитара?" Он переживал, что я перестал заниматься шахматами. У меня первый разряд был, я выигрывал какие-то соревнования юношеские. Занимался баскетболом. Тоже спорт, тоже полезно.
— Вообще-то вы не очень высокий, честно говоря.
ШАОВ: Я же не профессиональный баскетболист. Это же всё делается для удовольствия. Я и футболом занимался с большим удовольствием. А потом гитара перевесила. Жалко, что папа не видит этого. Но всё же думаю, что видит.
— Я думаю, он бы радовался. Я знаю, что у Вас много поклонников. И даже премия у Вас есть. Да?
ШАОВ: А какая премия? У меня несколько премий.
— Я знаю, что у Вас премия Грушинского фестиваля.
ШАОВ: Да, я лауреат Грушинского фестиваля, я лауреат премии "Золотой Остап" в области сатиры и юмора. Я лауреат ещё каких-то фестивалей. Честно говоря, я не придаю этому значения. Я читал биографию Саши О'Шеннона, есть такой бард, у него написано в автобиографии: "Лауреат трёх или четырёх фестивалей". Человек точно не знает! То есть видно, что особо не придаёт этому значения. Хотя это приятно, конечно, но это не поможет же тебе песни писать. Иногда это людям даже мешает. Стал лауреатом — и что-то не пишется, как бы давит груз ответственности.
— А Вам нравится, когда Ваши песни исполняют в компаниях?
ШАОВ: Нет, не нравится. Я же говорю, что я очень закомплексованный человек, я вообще не люблю их слушать со стороны. Не люблю, когда другие их поют.
— Не нравится, как исполняют?
ШАОВ: Сами песни не очень нравятся. Думаю, что можно было по-другому их написать. Когда ты поёшь, об этом не думаешь. А когда слушаешь со стороны... Это совсем другое восприятие. Однажды две девочки молодые очень хотели сделать мне приятное на каком-то фестивале часов в семь утра. Они стали петь возле моей палатки мои песни. Но я лёг в шесть часов и перед этим мы выпили "кефиру". Я только заснул, и тут вдруг мои песни! Я никогда их так не ненавидел, как в то утро.
— Тимур, вот такая проблема: мне кажется, что сейчас то, о чём Вы поёте, это вопрос вкуса. Вкуса людей: что они любят, как они развиваются. Сейчас время, как мне кажется, массового искусства. Как Вы к этому относитесь? Как Вы относитесь к попсе, к тому, что сегодня очень занимает людей, особенно молодых?
ШАОВ: Вкус сильно испортился у молодых. И его им продолжают портить. Я имею в виду средства массовой информации, конечно, кроме радиостанции "Маяк". А вообще, много дурновкусия. Юмор не выдерживает никакой критики. Но всё зависит от нас с вами. Какие книжки вы будете деткам подсовывать, какую музыку вы будете им ставить. Я очень благодарен создателям фильма "Мастер и Маргарита" за то, что на роль Иисуса взяли Сергея Безрукова. Например, моя дочь посмотрела и сказала: "О! Саня Белый из фильма "Бригада"". И она стала смотреть "Мастера и Маргариту", потому что здесь её любимый Саня Белый.
— Но она и так бы стала!
ШАОВ: Нет, не уверен. Главное — зацепить их внимание. Вот именно этим внимание было зацеплено. Я бы был очень благодарен нашим режиссёрам, если бы они сейчас ставили фильмы по классике и приглашали туда Безрукова, ребят из "Ментов". Одним словом, кумиров нашей молодёжи. Это было бы, на мой взгляд, замечательно.
— Тимур, у Вас трое детей. Старшей дочери 13 лет, сыну — 17, малышка только что родилась. Как старшие относятся к творчеству отца?
ШАОВ: Нормально. Слушают. Свои диски я вижу в коллекции моих детей.
— Критикуют как-то Вас?
ШАОВ: Нет. Ну как папу можно критиковать?! Не потому, что я такой хороший, а воспитание у них такое хорошее.
— Значит, папа на пьедестале. А Вы занимаетесь их воспитанием?
ШАОВ: А как же!
— А как Вы им занимаетесь?
ШАОВ: Я, может быть, даже чрезмерно занимаюсь воспитанием. Я, как наседка, раскрываю крылья над ними. Надо, наверное, поменьше. Я регламентирую каждый день. Когда, конечно, я не на гастролях, а дома, я должен знать, где находятся дети в данный момент, чем они занимаются.
— И так, чтобы дети время не теряли, а только учились, учились и ещё раз учились.
ШАОВ: Нет, конечно, хочется, чтобы их жизнь была разнообразней, чтобы они книжки читали правильные.
— А какие "правильные" книжки? Какие книжки Вы подсовываете детям?
ШАОВ: В каждом возрасте это свои правильные книжки. Классика остаётся классикой. Пока маленький, обязательно надо прочитать "Винни Пуха", обязательно "Карлсона", обязательно Пушкина, обязательно Ершова... Постарше — Горького, Марка Твена... Сыну, которому 17 лет, наверное, уже пора Маркеса читать, Гессе, Булгакова. Я ничего нового не открыл. Все знают, что надо читать.
— А Ваш-то любимый автор кто?
ШАОВ: В каждом возрасте свой любимый автор.
— А сейчас, в Вашем возрасте мужчины в самом расцвете сил?
ШАОВ: Сейчас Гоголь, Довлатов, Бродский, Чехов, которого раньше я не особо любил. Глуповат был.
— А Вы обижаетесь на людей? Можно Вас обидеть?
ШАОВ: Да, легко.
— А что Вас обижает?
ШАОВ: Неконструктивность. Необоснованная критика, скажем.
— Часто критикуют?
ШАОВ: Наверное, да. Правда, я не читаю критические статьи. Стараюсь на это не обращать внимания. Мне это мешает.
— А когда хвалят?
ШАОВ: Когда хвалят, это хорошо. А кому не нравится, когда хвалят? Но это тоже должно быть в меру. Я же ведь тоже не дурак. Простую лесть видно сразу. Когда хвалят зрители, это приятно. Когда пишут письма, это приятно. Это мне помогает работать. Хотя я человек, наверное, уже старый, слегка за сорок. Но тем не менее меня лестью испортить уже сложно. Почивать на лаврах я не буду. Этот период я уже проехал. И потом я настолько закомплексован, настолько самокритичен, что даже, может быть, слишком. Поэтому похвала мне нужна.
— Когда за сорок, начинается кризис среднего возраста. Ничего такого не чувствуете?
ШАОВ: Пока нет. Работа идёт, детки растут, друзья замечательные, в бильярд играем. Жизнь идёт!
— Кстати, я читала на Вашем сайте, Вы живёте в Дубне?
ШАОВ: Нет, я живу в Москве.
— То есть жизнь налаживается. А что-то Вам не нравится в этой жизни?
ШАОВ: Да, наверное, то же самое, что и большинству. Много глупости у нас в стране и мире. Единственное греет, что умных людей больше. Хамство не нравится, агрессивность. Не нравится, когда снег не убирают. Это совершенно естественные и нормальные вещи.
— Вас слушают не только на просторах нашей необъятной Родины, но и за границей. Как Ваши песни воспринимают там?
ШАОВ: Хорошо воспринимают. Я очень рад, что создалась какая-то аудитория за границей. Естественно, среди наших людей, которые уехали туда. Всё начиналось с небольших концертов. А сейчас там в залах собираются тысячи человек.
— Ну что же, спасибо, Тимур, за то, что пришли. Сегодня гостем "Маяка" был автор и ведущий программы "Гнездо глухаря" Тимур Шаов.
|
© bards.ru | 1996-2024 |