В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
26.08.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Шаов Тимур Султанович |
Авторы:
Дудко Наталья Источник: газета "Уральский рабочий" (г. Екатеринбург) № 56 (27240), 2 апреля 2009 г. http://www.shaov.ru/publish.php |
|
"И какая меня муза укусила" |
Тимур Шаов — человек, который выходит на сцену исполнять свои песни... Он совершенно не похож на всех остальных певцов: приторно-гламурных попсушников или нарочито-брутальных представителей шансона. Он даже и на барда в нашем традиционном понимании (борода и вязаный свитер) не похож. Он похож на своих зрителей — врачей, учителей, инженеров, научных сотрудников.
Песни его о том, что касается каждого из нас в отдельности и касается всех вместе взятых. И разговаривает он со зрителями так просто, так искренне, как разговаривает, наверное, на кухне с женой, у лифта — с соседом, в купе — с попутчиком...
"Все мы жили как умели"
28 марта в Екатеринбурге прошел концерт автора и исполнителя Тимура Шаова. Перед выступлением нам удалось поговорить с Тимуром, задать ему несколько вопросов. Правда, разговор был коротким, в коридоре. Артисту надо было готовиться к концерту.
— Каждый, кто выходит на сцену, который и так-то нужен всегда, а в критические моменты — особенно. Стараться видеть в жизни не только плохое. Да — с работы уволили, ну так ведь жив-здоров.
— Для своих детей вы папа-друг или папа-наставник?
— У меня трое детей. Старшим 21 и 17 лет, младшей 3 года. Папа я, конечно, полусумасшедший, нет, папа я сумасшедший. Я "хуже" моей жены в том плане, что мне надо обязательно знать: где в этот момент ребенок находится, с кем. "Не ходи босиком! Не пей холодное — ангина будет". Жена говорит: "Да что ты! Они без тебя мороженое килограммами едят, и ничего". Стараюсь быть папой-другом. И — Тимур С у л т а н о в и ч , первый раз на концерте: "А в прошлый раз он эту песню не пел...", "Хоть бы вот эту... спел!". Девушки судорожно ищут в сумках ручки, и одна на билете, другая — на каком-то клочке бумаги впотьмах что-то записывают: "Как-как он сказал: "Песни длинные, память короткая, извините, что в шпаргалки заглядываю?" Тоже так преподавателю на экзамене скажу: "Лекции ваши длинные, память — короткая, вот и подглядываю в шпаргалки!"
Из зала передают на сцену записки, Тимур Шаов читает, отвечает, выполняет просьбы — исполнить ту или иную песню. Беспрестанно шутит, больше над собой. Песня "Немного о себе" вызывает смех в зале. Каждый в чем-то находит сходство с самим собой, несмотря на то, что все мы такие разные. В главном все.
Наша справка
Тимур Султанович Шаов
Родился 14 июля 1964 года в городе Черкесске. После окончания Ставропольского медицинского института в 1987 был направлен по распределению в родную Карачаево-Черкесию, сельским врачом в станицу Зеленчукскую. где проработал 12 лет врачом гастроэнтерологом-эндоскопистом. После чего переехал в г. Дубна Московской области, где проживает его брат, тоже врач.
.в 1995 году стал лауреатом грушинского фестиваля авторской песни.
.в 1997 году стал лауреатом Московского фестиваля.
.С 1999 года занимается авторской песней профессионально.
.С 2002 года живет в Москве.
. Много гастролирует по России и за рубежом — в СШа, Канаде, германии, Израиле, голландии.
.Лауреат премии в области сатиры и юмора "Золотой остап".
.Лауреат премии "Шансон года 2003", премии "Достойная песня 2003" и премии "Золотое перо Руси 2007".
.Хобби — шахматы, баскетбол.
.Женат, растит троих детей.
— Каждый на сцену выходит зачем-то: кто-то денег заработать, кто-то самовыразиться, что-то сказать зрителю. Зачем выходите на сцену вы?
— Я выхожу и чтобы денег заработать, и самовыразиться, и людям что-то сказать. Если быть абсолютно откровенным, с самого начала никому ничего не хотел сказать. Писал песни для себя, для узкого круга. Я и сейчас пишу песни для близких друзей, и мне очень приятно, что это оказалось понятным и нужным еще какому-то количеству человек.
— Какой ваш зритель? Опишите его.
— Однозначного определения не дашь — это зрители от 7 до 70 лет, но, я думал, все-таки это более образованные люди, более интеллигентные. Хотя встречаются разные — и мне это тоже приятно, кто-то что-то находит для себя в одной песне, кто-то — в другой. У меня такая многоплановая аудитория.
— Этот вопрос вам, наверное, задавали уже 155 раз, но все равно задам...
— Скучаю ли я по профессии врача? Я угадал? — Сначала скучал, сейчас уже меньше. Хотя часто снится больница. В таком контексте: что я здесь делаю? Надо ли мне это? Говорят, что дело, которым я занимаюсь сейчас, сродни какой-то медицине, какой-то психотерапии.
— Порой говорят о том, что жанр бардовской песни отживающий, умирающий. Что вы думаете по этому поводу и есть у этого жанра перспективы развития?
— Мне сложно сказать. Жанр, видимо, все-таки видоизменяется. В традиционном понимании авторской песни стало меньше. Молодежь приходит со своими музыкальнымиипоэтическимипристрастиями и привносит в жанр что-то новое.
Мне кажется, с этим кризисом должна быть какая-то благоприятная тенденция: в критические моменты люди поворачиваются лицом к чему-то настоящему: к хорошему театру, к хорошему кино. Гламурная пена уходит, настоящее остается. Всевозможные "грушинки" по 100 тысяч собирают. Слухи о смерти бардовской песни сильно преувеличены.
— Раз начали о кризисе, не обойдем и мы этот момент в разговоре. Как излечиться от депрессии, из одной из ваших песен мы знаем, а как спастись от кризиса, у вас есть рецепт?
— Рецепта нет. Как выжить в кризис, надо спрашивать у экономистов. От себя могу сказать: тот же самый оптимизм, мне приятно, что мои детки видят во мне хорошего друга и советуются, что послушать, что почитать, куда сходить.
— А домашние животные у вас есть?
— Знаете, у меня трое детей! Зачем еще домашние животные?!
— Как вы относитесь к политике?
— Как к ней относиться, только с юмором, а иначе совсем плохо. Какая страна, такие и политики.
— Как относитесь к современному искусству?
— Сложно сказать, я в этом плане несовременен.
— Что вы читаете? Что слушаете? Смотрите?
— Читаю все, что человечество написало в предыдущие века: Гоголя, Достоевского, Чехова, Толстого перечитываю. Периодические издания — без этого никак, в такой стране живем. Люблю мемуаристику, эссе, искусствоведческие книги, исторические. Беллетристику я не читаю. В музыке я тоже консервативен, как слушал "Битлз", так и слушаю. В Театр Фоменко ходим с женой.
— Есть ли песни, за которые вы испытываете гордость, и песни, за которые стыдно?
— Стыдно — нет. Некоторые вещи исключил из репертуара, понимаю, что они слабее. Любимые — те, что недавно написал. Они еще не успели поднадоесть. Из нового альбома люблю "Шмитовский проезд", "Гражданский пафос". Понимаю, несколько хороших песен за свою жизнь написал.
— Вам есть разница — выступать перед 2, перед 20 и 200 людьми?
— Выкладываться, работать я буду безотносительно к тому, сколько человек в зале. Просто атмосфера, она ощущается, другая будет — нежели междусобойчик какой или зал большой... кое-чему научился за 10 лет этой деятельности.
— Как вы относитесь к вере? К религии?
— К моему большому сожалению, воспитали нас атеистами. Когда это не заложено с детства, люди приходят сами в результате каких-то потрясений. Слава богу, таких потрясений в моей жизни не было. К вере отношусь очень позитивно. Считаю, что верующие люди — люди счастливые. К сожалению, я к таковым не отношусь.
— Сколько раз вы были в Екатеринбурге? Что можете сказать о нашем городе?
— Вот четыре раза последние помню, а до этого сколько — честно, не припоминаю уже. Каждый раз как-то галопом. Первое впечатление было очень благоприятное. И оно до сих пор таким и осталось. По-моему, вы в хорошем городе живете.
— А зрители наши как вам?
— О, зрители ваши замечательные. Культурные, хорошие зрители.
— Ваши пожелания нашим читателям?
— Как доктор могу пожелать крепнущего с каждым днем здоровья. Как человек — оптимизма. И чтобы все кризисы проходили где-то над вами. Это как море: наверху шторм, а внизу, в толще воды, — тихо и спокойно. Чтобы над вами была эта "толща воды".
"Путь, по которому надо идти"
Концерт. Большой зал Дома офицеров полный. Слева от меня пожилая пара, по виду какие-нибудь научные работники, справа — две девушки-студентки. Пара, я поняла по шепоту, не таки похожи...
Автор и исполнитель Шаов на протяжении всего концерта общается со зрителями, рассказывает истории создания песен, байки "за жизнь", иронизирует над проблемами. Когда над проблемой посмеешься, то считай — уже наполовину ее решил... А проблемы у нас общие: кризис, будь он неладен, любовь несчастная, вечный наш пофигизм, конфликт поколений. Абсолютно точно узнаешь в песне "Отцы и дети" себя, своих родителей, своих детей. Слушаю и думаю: "Конечно, мама была не права, ругая меня за прическу, за проколотые в пяти местах уши! А я-то права!", ругая детей, чувствую в своем голосе мамины интонации... История стара, как мир.
Нет в зале человека, которого не тронула бы песня "Не ходи!". Не ходить по врачам — призывает доктор Шаов.
— Доктора в зале есть?
— Есть! — раздаются голоса.
— Пациенты, думаю, точно есть!
И ведь не обиделись ни те, ни другие. А что обижаться?! Так ведь и есть:
Ой, не ходи, Иван Иваныч, по врачам, Будешь спать, Иван Иваныч, по ночам. Ты, Иван Иваныч, лихо не буди. Не ходи, Иван Иваныч, не ходи!
В песнях Тимура Шаова мы порой слышим знакомые до боли слова, мелодии. Чего стоит припев песни "Боржом дружба народов" на мелодию "Арго". Или потрясающая фраза: "У жены я спрашивал: где, говорю, моя любимая? Мне жена ответила скалкой между глаз..."
Вообще неблагодарное дело — концерт пересказывать. Это надо смотреть. Это надо слушать. Слушать и слышать...
Вот слова песни "К вопросу об оптимизме после 17.08.98" звучат как нельзя актуально сегодня:
Деньги-шменьги,
Кризис-шмизис —
Все туфта, все суета.
Я вчера в метро увидел:
Мальчик Гоголя читал!
Мы прорвемся, да чего там —
Что ж совсем дурные мы?
Начинай с нуля, босота!
Кто мне даст пять штук взаймы?
Шаову веришь. Пока мальчики читают Гоголя, пока человеку есть у кого попросить взаймы, все не так уж и плохо, более того, "...все отменно, все просто офигенно, все ништяк!"
|
© bards.ru | 1996-2024 |