В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

26.08.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Шаов Тимур Султанович
Авторы: 
Гусев Вадим

Источник:
http://www.shanson-piter.ru
http://www.shanson-piter.ru
 

Тимур Шаов - "И вообще - я врач-вредитель... Приходите на прием!"

Ему сорок лет. Он из Карачаево-Черкесии. И, на мой взгляд, мало у кого повернётся язык назвать его "лицом кавказской национальности" — разве только у того негодяя, что сумел выродить это корявое словосочетание и пустить его по всей сегодняшней. России. К нему вообще не прилипают ни ярлыки, ни сравнения, ни эпитеты, ни аналогии: Знакомством с ним, безусловно, нужно гордиться. За всю свою жизнь я мало видел людей (даже среди специалистов — профессионалов), которые бы так виртуозно владели русским языком, как в разговорах, так и в написании песен. Этого человека зовут Тимур Шаов и я очень его люблю.

 

Мы редко встречаемся. У него — гастроли и работа. У меня просто работа. Но уж если встретимся, то светом и теплом наполняется жизнь (моя, по крайней мере). Он — врач. Причём, врач совсем непростой. Он гастроэнтеролог-эндоскопист высшей категории. А ещё он терапевт. Однажды, на концерте в Ставрополе, конферансье, которому хотелось представить Тимура получше, поэффектнее, сказал "я это не выговорю", когда была названа эта мощная врачебная специализация. И когда он был врачом — у него был офигенный инструмент, очевидно эндоскоп, очень похожий на какое-то фантастическое оружие. И хотел он этого или нет, но врачом он остался и поныне. Только теперь его сопровождает не хромированное чудище в специальном чемоданчике, а гитара. И я бы сказал, что контингент больных, которых он теперь обслуживает (простите за слово), существенно расширился. Только кто вот он теперь по специализации — психоаналитик или психотерапевт, или вовсе психиатр? Ему и нам, в зависимости от степени тяжести нашего состояния определять. Но то, что в России и на всём постсоветском пространстве, стараниями наших правителей, стараниями удельных князьков, ставших тамошними правителями, сейчас настоящий дурдом и, увы, конца этой тяжёлой болезни пока не видно — есть факт. Как таким же непреложным фактом можно считать врачебный эффект от песен Тимура Шаова. На некоторых его концертах к нему подходили люди и благодарили за то, что он спас их от суицида. Я лично знаю врача — женщину работающую на "телефоне доверия", сутками принимающую на себя чужую боль и страдания. Так вот она, буквально, спасается от этого стресса, слушая песни Тимура. Это правда!

 

Это очень неправильно, когда Тимура Шаова сравнивают с Высоцким и Розенбаумом. Это совсем не так. И на первом и на втором лежат печати. Своя — на каждом. Каждый из них отягощен: А Тимур — свободен. И не как птичка Божия — этот образ не подходит. Скорее, как дельтапланерист, парящий над всем и вся (когда нужно), прямо, как в его песне:

 

Высоту я набираю — даль прозрачна и тиха.

Украину наблюдаю и республику Саха...

Кучму с гарными хохлами, Лукашенку с бульбашами,

Китовани с пистолетом и Гейдара с минаретом,

Плюс Шаймиева с ордою, плюс Дудаева с дудою,

Плюс Ниязова с Кораном, плюс родного со стаканом:

Я летаю над кремлями, над лесами и полями,

Над приличными людЯми, над столичными... дями...

 

Действительно, "дельтаплан — такая штука — философская вполне": Ведь только философу под силу написать о себе:

 

— "Эх, нищее племя, коллеги-врачи, за что нас судьба наказала? В аванс выдают нам анализ мочи, в получку анализы кала" или "Я жертва Минздрава, я падший престиж, я швед под Полтавою братья. Я черная моль, я летучая мышь, я функция в белом халате...". И ни для кого не секрет, что врачи, получающие зарплату в тысячу рублей, а это $ 35 (в лучшем случае!) просто тупеют от безысходности, начинают пить и прочая и прочая: А этот — ни Боже мой! До самого последнего момента он разъезжал по горам на попутках! Тимур рассказывал, что его друзья и родные уговаривали его не бросать профессию. Но он их не послушал. И правильно сделал. Убеждён, что в его нынешнем качестве, он делает куда большее Дело.

 

Кто-то недавно сказал такую грустную хохму: "Шестидесятники сменились семидесяхнутыми, а те, в свою очередь, восьмидерастами": Интересно, как назовут тех, кто жил в девяностые? Перед всеми нами стоит серьёзнейшая проблема — как выжить среди тотального воровства чиновников, милиции, власти; среди падающих домов и увеселительных учреждений; среди взрывов метро и электричек. Мы стали значительно черствее, расчётливее, да и равнодушнее: Реагируем на всё жёстче. Когда Тима начинал эту свою новую песенную жизнь, знаете, как много нашлось обвинителей и клеймителей его за отрыв от традиций КСП, от так называемой "костровой лирики"? Говорили и о нарушениях Шаовым традиций в смысле его экспериментов с расширением сопровождающего состава музыкантов, расширением аранжировочной палитры. Это ведь всегда так, с непривычки. Но Тимур и это всё выдержал и шарахнул ортодоксам по мозгам великолепным альбомом "От Бодлера до борделя", записанным с группой "ГрАссмейстер". А потом выходили "Верните, твари, оптимизм", "Любовное чтиво", "Итоги пятилетки": Везде с Тимуром работают великолепные ребята. И, так или иначе, его сопровождают то "ГрАссмейстер", то "Гой", то все они же вперемежку. Ну а сольники ему помогает делать Сергей Костюхин — великолепный гитарист из группы "Гой". И от политического материала никуда не деться — мы во всём этом по самые ноздри. Важно иметь тончайший вкус, необыкновенное чувство меры, доброту и ясную оценку (как у врача, опять же), чтобы не скатиться в бытовуху, нутряную злобу и дешёвое ёрничество. И тут я за Тимура спокоен. Будьте спокойны и вы. Тут всё высоко и пошлости места нет и не будет. Правда, иногда, может и не пожалеть. Но и отсутствие жалости — как необходимая мера при констатации диагноза (опять — врачебные корни):

 

Все мы жили, как умели. Все крутились, как могли.

Нас тихонечко имели, мы привыкли, в ритм вошли.

Зажрались, пустили слюни, позабыли, где живем.

И тут нам смачно саданули по промежности серпом.

 

"Я никогда не задумывался о том, для кого пишу свои песни — как любят говорить "аудитория", "контингент слушателей" и т.д., я не пишу "для продюсеров" — когда получается какая-то песня, то перед глазами стоят мои друзья. Это, как бы, для них. Им первым я это показываю и они — мои главные "оценщики", — говорит Тимур. А ещё он рассказывает, что начал писать свои песни совершенно случайно. А мне кажется, что это некоторое кокетство...

 

И, хотя, как он сам говорит, приоритеты в его песнях отдаются словам, музыка у него тоже ничего себе. И тут редкое совпадение — масса текстов песен — тексты и не более, и без музыки они не живут. Здесь же всё проросло друг в друга и невозможно разделить стихи и музыку. Причём — это всё-таки не текст, а СТИХИ. И при всём при том, Тимур мастерски оперирует самыми разными словами, порой вызывая бурю негодования у "критиков". Например, его однажды "достали" по поводу употребления в стихах слова "оргазм". Достали настолько, что пришлось даже написать целую песню в ответ "критикам":

 

Вреден я, не отпираюсь! Утопил Му-Му, я, каюсь!

Всё скажу, во всём сознаюсь — только не вели казнить!

Это я бомбил Балканы, я замучил Корвалана,

И Александра Мирзаяна я планировал убить!

А как выпью политуру, так сажусь писать халтуру —

Постамент родной культуры я царапаю гвоздём.

Клеветник и очернитель, юных девушек растлитель.

И вообще — я врач-вредитель: Приходите на приём!

................................................

Но я песню написал назло врагам, как одна возлюбленная пара

У костра, в палатке, под гитару получила пламенный оргазм!

 

Тимур как-то рассказывал, что в отличие от других детей, ему в детстве хотелось стать Остапом Бендером. Не потому, что тот был великим комбинатором, а потому, что он был весёлым человеком. "И поэтому я пишу, чтобы было весело". Между тем, как лучшим певцом (если его можно назвать певцом) он считает Галича! "У поэтов есть такой обычай — в круг сойдясь, охаивать друг друга", — писал Омар Хайям. Поэт Шаов любит Поэта Галича! Это ли не лучшая характеристика? Что касается музыкальных привязанностей, то они у Тимура нормальны для человека нашего поколения. Это и Битлз, и Лед Зеппелин и многие другие, без кого трудно себе представить нашу молодость.

 

Мы проживаем свою жизнь в России. Очевидно, что у нас хорошие родственники, благодаря которым мы помним всё, что было со страной за последние сто лет, по крайней мере. Последние пятнадцать лет мы живём в "эпоху перемен" и это умение жить постараемся передать своим детям. Я искренне надеюсь, что и у них хватит памяти и ума, чтобы выживать дальше. А хорошие песни — это как раз материал для объективного изучения истории. В свои времена о нашей жизни пели Высоцкий и Галич. Сейчас о ней поёт и говорит своими песнями замечательный человек — Тимур Шаов. Такой, знаете, Фазиль Искандер в авторской песне. Хотя, то что делает Тимур можно смело назвать большой литературой.

 

Это и есть лучшее проявление того, что называют "русским шансоном". Тут тебе, при всей иронии, юморе, сарказме и сатире — и море любви, и доброта и великолепные игры живейшего разума, и тепло, которого сейчас многим не хватает. Как говорят — время такое...

 

Мы любим сильных людей, мы любим жёстких вождей,

Мы ловим кайф, когда нас бьют по башке.

Такая наша стезя, иначе с нами нельзя —

У нас в крови тоска по "твёрдой руке".

Интеллигенция и власть — задача очень трудна:

То ли кусать сапог, а то ли лизать?

Любовь к искусству у монахов так бывает странна —

Барма и Постник, берегите глаза!

 

Бережём, как получается, держа открытыми уши, но и по ушам, бывает, можно получить. Послушайте Тимура Шаова! Всё, что он поёт — чистейшая правда о нашей жизни. Правда, рассказанная без надрыва и пафоса. Правда, рассказанная очень добрым и умным человеком. И эти песни хороши для всех, живущих где бы то ни было — и в Америке, и в России. Потому, что это про нас с вами.

 

 © bards.ru 1996-2024