В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

25.08.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Шаов Тимур Султанович
Авторы: 
Викман Сергей

Источник:
Partner-Nord № 59, 02.01.2008 г.
http://www.nord-inform.de/modules.php?name=News&file=print&sid=791
 

Надежда нации

 

Как выяснить, что нация отнюдь не в прострации? Достаточно просто: появляется какой-то странник на ишаке или просто так, пешком, и начинает что-то говорить или петь. По большей части — правду. Народ под это дело тоже не безмолвствует. И до власти доходит, что далеко не вся нация находится в пофигизме-одобрямсе.

 

Перед самыми выборами в Российскую думу у нас в Ганновере дал концерт Тимур Шаов. Незадолго до этого события мы в редакции случайно выяснили, что наша практикантка, интеллигентная барышня, чуть за двадцать, о Шаове ничего не слышала. И, само собой, не знает его песен. Вот тут-то мы ей открыто и позавидовали: девушка могла его услышать впервые. Вы сами-то помните, что почувствовали, когда впервые услышали Высоцкого, Галича или Окуджаву? Зависть, конечно, недостойное человека чувство, и однако...

 

Во-первых — тексты. Это не бардовская работа: Шаов писать песни умеет. В отличие от многих. И легко применяет самые модерновые поэтические приемы. К тому же он — человек образованный. Поэтому просто интересно смотреть на возникающие цепочки аллюзий и ассоциаций. В данном случае не стоит вопрос: отличает ли автор Абеля от Бабеля? А Бабеля от.., ну и далее по тексту. С другой стороны, нет самолюбования Пелевина или Сорокина — признанных певцов эпохи заката. Или Кушнера, когда человек неожиданно для себя узнал об Архилохе и после этого считает себя совершенно необыкновенным.

 

Во-вторых — музыка. Тимур Шаов, опять же в отличие от большинства бардов, умеет играть на гитаре. Да и музыка у него — вполне самостоятельный инструмент, создающий свои, вполне значимые аллюзии. К тому же выступает Шаов вместе с Михаилом Маховичем (мандолина) и Сергеем Костюхиным (гитара). И Махович, и Костюхин создают вместе с Тимуром Султановичем уникальный ансамбль: когда на сцене работают сразу трое талантливых людей и ни один из этого ансамбля не выпадает — в зале публика это здорово чувствует.

 

В-третьих — энергетика. Просто удивительно, как Тимуру Шаову удается почти два часа держать зал в состоянии резонанса. Ну заводной, но таких достаточно много. Ну талантлив, как немногие. И все-таки... От него в зал идет мощнейшая энергия, которая, собственно, и отличает действительный талант от мнимого.

 

Его песни — песни для всех. В Галилее в машине целыми днями звучал Шаов. И, что интересно, совсем не надоедал. К тому же в Германию Шаов привез множество новых вещей. В том числе и из нового сборника "Свободная частица". Что особенно порадовало — так это уровень новых песен. В этом смысле постоянство — признак класса.

 

Человека очень легко понять по реакции, задав ему на интервью какой-нибудь провокационный вопрос. Сначала появляется готовый к обороне ежик, а потом... Возможны варианты. В нашем случае реакция на довольно банальный вопрос о "попках влюбленных", видимых с пролетающего дельтаплана, поначалу вызвал некоторую настороженность: Тимуру Султановичу, вероятно, уже достаточно надоели копающиеся в текстах критики.

 

Потом беседа пошла несколько оживленнее.

 

— Вы, конечно, знаете, что мелодия песни "И вместо сердца — пламенный мотор", на которой построена ваша "Тевтонская песня", это — нацистский "Хорст Вессель"?

 

— Знаю, но никак не могу найти оригинала исполнения этого марша.

 

— Скажите, а сколько вам лет?

 

— Мне уже, или только еще, 43 года.

 

— Вы поете эти же песни и в сегодняшней России?

 

— Да, я пою одно и то же и в Германии, и в России.

 

— И не боитесь?

 

— У нас сегодня за политику не забирают. Имеются другие способы уничтожения диссидентов: налоги недоплатил, улицу перешел в неположенном месте. Взаимоотношения т.н. "субъектов собственности" дают властям в этом смысле достаточно большие возможности.

 

— Ко всем текстам у вас — классная музыка. Есть у вас музыкальное образование?

 

— К сожалению — нет. И это очень мешает мне в работе.

 

— А как вам сейчас живется?

 

— Как ни странно — хорошо. Правда, работать приходится довольно много: примерно 6 — 8 концертов в месяц.

 

— А как вам пишется?

 

— Пишется очень тяжело. Всегда есть соблазн что-нибудь почитать или телевизор посмотреть.

 

— Наше поколение выросло на Высоцком и Окуджаве. Можно ли сказать, что нынешнее поколение выросло на Шаове?

 

— Я думаю, что это в значительной мере преувеличение. Не настолько я популярен, чтобы сравниться с Окуджавой, Галичем или Высоцким.

 

— А мы так не думаем. Успехов вам!

 

Таким оказался Тимур Султанович Шаов, согласившийся после достаточно длительного концерта в Ганновере побеседовать с представителями редакции журнала "Партнер-Норд".

 

Лицо "кавказской национальности", он родился в Черкесске, закончил медицинский институт в Ставрополе, работал врачом в поселке Нижний Архыз, знаменитом своей обсерваторией, а сегодня живет в Москве. Трое детей. Жена — грузинка, до сих пор, к счастью, любимая.

 

Так какой все-таки нации, благодаря талантливым, неординарным личностям, в том числе и Тимуру Султановичу Шаову, до сих пор не пришел конец?.. Нации людей разумных.

 

 © bards.ru 1996-2024