В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

05.07.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Воронов Виктор

Источник:
http://ostrov.nov.ru/forum/viewtopic.php?p=2438&sid=39d7191be4c774f09dbe9389b017ea3c
http://ostrov.nov.ru/forum/viewtopic.php?p=2438&sid=39d7191be4c774f09dbe9389b017ea3c
 

Двуглавая Гора

"У верблюда два горба..."

 

(откуда-то из детства)

 

Два года с момента раздвоения Грушинского позволяют попытаться понять если не закономерности, то, как минимум, тенденции, обозначенные этим расколом.

 

При этом мне абсолютно неинтересны интересы и проблемы "хозяйствующих субъектов" — если за два года никакие юристы-экономисты так ни в чем окончательно не разобрались, то где уж мне тут...

 

И уж тем паче неинтересны благоглупости пламенных борцов супротив "рейдеров", супротив хороших и талантливых бардов, по конформизму своему рейдерам, потакающим и "не на тот фестиваль ездящим", да и столь же мне неинтересны эскапады борцов за истинность трактовки брэнда и неприкасаемость "великой идеи!".

 

Уж тем более не хочется встревать в разборки патриархов Грушинки — кто из них патриархнее. По мне — так все оне — ПАТРИАРХИ, все право имеют и все оне — родоначальники.

 

Только одни при этом вменяемы и адекватны, а другие абсолютно уверены в своей правоте.

 

За два года противостояния много всякого было, за многое многим, наверное, стыдно, а многое просто-напросто больно и вспоминать (хотя здесь я, прежде всего о себе и никому ничего не навязываю и не предписываю).

 

Но — сказано было: "по плодам судите".

 

А плоды вполне явны.

 

В итоге раскола родились два фестиваля, которые, впрочем, пока даже по совокупной "посещаемости" уступают дораскольной Грушинке — если верить официальной статистике, то и в сумме они не одолели стотысячную отметку (на каком из них народу было больше — не суть важно, все одно адепты одного и адепты другого уверены, что именно у них было больше народу).

 

Но дело не в массовости — она вернется, все к тому — родились два разных по концепции фестиваля, которые вполне дополняют друг друга и имеют вполне разную целевую аудиторию и разный эстетический и художественный посыл (этической стороны я не касаюсь вполне сознательно).

 

Грушинский на Мастрюковских озерах вполне уверенно набирает обороты, становясь фестивалем более для бардов и поэтов, нежели для публики.

 

Точнее — он не для той "публики", от которой старательно пытаются избавиться оба фестиваля, той "публики", которая прикатила на фестиваль "побухать и оттянуться". Этой публике на Мастрюковских озерах нынче совсем некомфортно: ну нет привычной ранее "развлекухи", а та, что есть — она как бы и не развлекуха... И такая, как сказал один из них, "лабуда" уже второй год подряд. "Оттянуться" на Мастрюках стало негде...

 

Зато на порядок больше там стало в этом году адекватных слушателей, понимающих и воспринимающих безо всяких скидок поэзию и песню любого уровня сложности.

 

Девиз фестиваля "Поэзия. Гитара. Голос.", сменивший прошлогоднюю "тишинугитаруголос" при достаточно жестко обозначенном и соблюдаемом ограничении на формат звучания — допустима только акустика — не оставляет места на сценах фестиваля для агрессивной и атакующей музыки.

 

В результате с Озер пришлось уйти тем, кто не воспринимает (или не поет) песен без броской аранжировочной упаковки.

 

Но зато смогли придти те, кто долгие годы избегал Грушинского, поскольку не имел шансов быть услышанным, точнее, расслышанным...

 

Зато смогла вернуться на фестиваль серьезная, непубличная и неплощадная поэзия.

 

Плюс к тому — полицентричная структура достаточно внятно форматированных сцен позволяет найти свою нишу практически всем поющим.

Появилось место для туристской песни — 1 эстрада — и там же прошел конкурс туристской песни (кстати — на фестивале и фильмов туристских был конкурс, и даже кулинарии походной, за что отдельное спасибо Борису Бурде).

 

Появилось место для встречи на Грушинском других фестивалей — 2-я эстрада с этого года отдана под программы фестивалей из разных городов и стран. Место оказалось вполне востребованным, и эта идея наверняка будет развиваться.

 

3 эстрада традиционно — официальная эстрада фестиваля, и на ней, как и всегда, можно услышать лауреатов прошлых лет и официальных гостей.

 

На 4-й эстраде уже второй год хозяева "Студия современного искусства АЗиЯ-плюс" и фестиваль "Второй канал". Концепт-программы Азии и близких к ней направлений, авторы, представленные Вторым каналом — "продукт" не массового потребления, но зрительские ряды отнюдь не пустовали. Эта эстрада будет развивать свою линию и далее. Более того — усугублять ее. Для того есть все предпосылки.

 

Появилась официальная "Поэтическая эстрада" — №5. Программа, посвященная Олегу Чухонцеву, программы по поэтам Серебряного века, программы поэтов, приехавших на фестиваль — "Поэтическая" явно заполнила недостающую нишу и есть ей куда развиваться.

 

Для тех же, кому тесновато в жестком акустическом формате — сохранено Междуречье и появилась "Костровая площадка" под водительством дуэта "Марьяж-декорации".

 

Детский конкурс активно проходит на "Балалайке".

 

Хоть и не вполне внятно, но таки работала сцена "Чайханы".

 

И вполне внятно и традиционно — неизменный Кольский бугорок с неизменным Капланом во главе, дай им Бог и далее прирастать годами и талантами.

 

Ну и, конечно — Главный песенный конкурс с итоговым туром на Гитаре. Эксперименты с жюри позволяют надеяться, что в итоге будет найдена адекватная масштабу конкурса и его уровню форма определения победителей.

 

А сложность и бескомпромиссность программы концерта на Гитаре, и вполне адекватное восприятие ее Горой подтвердили, что Гора — она на многое способна и вовсе не требует она адаптированных и "усредненных" программ (Гора, кстати, и нелепую вставку нелепого крикливого персонажа, появившегося в программе вопреки мнению худсовета, восприняла более чем ехидно, тем самым, подтвердив свою адекватность).

 

То бишь, на юбилейном, 35-м, посвященном 40-летию, Грушинском фестивале на Мастрюковских озерах, вполне хватило места и поэзии, и гитаре и голосу.

 

Кстати, оба фестиваля синхронно с точностью просто удивительной устроили фейерверк в честь общего сорокалетия, что, в том числе, доказывает: при всех различиях, это, так или иначе, два взаимонаправленных зеркала.

 

Так что и второй Грушинский (или, если кому так угоднее — первый), понятно, тоже 35-й и тоже юбилейный. Вот только прошел на Федоровских лугах.

 

И был посвящен 70-летию В. С. Высоцкого.

 

Гвоздь же его программы — Евгений Евтушенко, чья поэзия почему-то вдруг оказалась чуть ли не вершиной русской словесности и абсолютно недосягаемой, а вклад его в авторскую песню стал почему-то просто неоценимым... Впрочем, это вопрос вкуса и выбора.

 

Безусловно, в фаворитах на Федоровских неизбежный борец за чистоту фестивального пространства от неприятных ей лично личностей, а также блюститель непродажности бардов, обаятельнейшая Галина Хомчик.

 

И самые разные мультиформатные составы и ансамбли. Но числом поменее, чем в прошлом году.

 

Видимо, предфестивальное объявление Грушинского фестиваля на Федоровских "народным фестивалем" и лозунг "фестивальные костры — возвращение к истокам", вызвали недоумение у тех, кто делал ставку на него, как на мультиформатный фестиваль.

 

Видимо кого-то отпугнули бытовые неурядицы, неизбежные на необустроенном и неприспособленном месте.

 

Видимо, кого-то отпугнул уровень звуковой аппаратуры, не позволяющий адекватно прозвучать серьезным составам.

 

Но, несмотря на все "видимо" и все декларации — все оказалось проще.

 

Основными признаками "народности" явились всего-то:

 

а). необходимость скинуться хотя бы по тысяче рублей на проведение фестиваля (в скидывании, кстати, приняли участие и некоторые участники фестиваля на Мастрюковских озерах, заведомо не ехавшие на Федоровские);

 

б). декларированная полная бескорыстность всех пахавших на создание инфраструктуры и проводивших собственно фестиваль.

 

Конечно, во времена соцреализма определение "народности" поизощреннее было... Да Бог с ней, с "народностью".

 

Немножко интересно, в межфестивальный сезон самые бескорыстные из бескорыстных поедут ли в дальние странствия по городам и весям стран иных, продолжая давние традиции?

Впрочем, это неважно.

 

Важно то, что, несмотря на "возвращение к истокам", фестиваль на Федоровских остался и в этом году мультиформатным, полижанровым.

 

И ориентированным на массовые площадные действа.

 

Если уж поэзия — то громогласная, Евтушенковская, если уж песня — то если уж не Шевчук, так уж Высоцкий.

 

И это вполне себе хорошо.

 

При этом, безусловно, есть место и слову тихому и песне негромкой — магия Зазеркалья она и на Федоровских вполне себе магия.

 

Плюс к тому некая нехватка собственных гостей вполне компенсировалась свободным и организационно обеспеченным со стороны озер приездом "их" гостей, каковые при желании вполне имели право съездить выступить "на Федоровские".

 

И ездили достаточно активно, ведь реально поющим делить-то на самом деле нечего (встречное движение было гораздо меньшим, поскольку не одобрялось — "рейдерам петь = предательство!". Не всяк рискнет на такое обвинение нарваться...)

В-общем, Грушинский фестиваль на Федоровских лугах тоже вполне удался и продолжил свое развитие как мультиформатный полижанровый фестиваль.

 

Может, оно и хорошо, что так и не слились два Грушинских в один по призыву, практически приказу, чиновников от культуры...

 

А ведь чуть было не было...

 

А надо ли оно?

 

Ведь ВЫБОР — великое дело.

 

И если есть выбор между поэзией Губанова, Бродского, Сосноры, Чухонцева — и творчеством Евтушенко, Вознесенского, Калашникова и иже с ними, то на самом деле не стоит лишать зрителя такого выбора.

 

Если есть выбор между "Первым кругом", "Азией-плюс", "Вторым каналом" — и "Белой Гвардией", "Грассмейстером", "Зимовьем зверей", так пусть он и сохраняется.

 

Выбор между достаточно жесткой организацией происходящего, время и место которого расписано и продумано задолго до фестиваля (но в рамках которой есть место для любой импровизации) и между традиционной сплошной импровизацией и непредсказуемостью (в рамках которой, как всегда, есть место для вполне себе жесткой авторитарности и однозначности).

 

При всем при том на самом деле нет никакого противопоставления и противостояния.

 

Есть разный выбор.

 

Выбор РАЗНОГО.

 

И он сделан.

 

 © bards.ru 1996-2024