В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

04.07.2009
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
Авторы: 
Гончарова Тася

Источник:
Academ.info (http://academ.info/index.php?pid=news&id=8962), 27.05.08 17:24
http://academ.info/index.php?pid=news&id=8962
 

"Борис, ты не прав", или разговор об имидже авторской песни

Юрий Тынянов в книге "Подпоручик Киже" рассказал смешно-горестную историю о поручике Синюхаеве, которого заочно записали в мертвецы. Бедный поручик и в самом деле вскоре умер – от того, что так и не смог никому доказать, что он жив. Сегодня в положении злосчастного поручика оказался жанр авторской песни, полагает московский журналист, научный редактор журнала "Что нового в науке и технике" Борис Жуков, приехавший на десятый фестиваль авторской песни "АкБард".

 

11 марта Academ.info писал о круглом столе, прошедшем в рамках фестиваля "40 лет спустя". Тогда Валерий Меньшиков, министр клуба-кафе "Под Интегралом" в 1963-68 годах, заявил, что "положение авторской песни сегодня – ужасное! Галич отражал состояние времени энциклопедически точно. А в данный момент никакой серьезной, может быть, даже народной песни я не вижу". Участники того, мартовского, круглого стола пришли к довольно неутешительному выводу о состоянии жанра, когда-то безумно популярного, однако сами во многом оказались "не в теме": как отметила корреспондент Academ.info Надежда Друзяка в своей статье, "имена молодых талантов, таких как Михаил Щербаков, Олег Городецкий, Дмитрий Авилов, Алексей Бардин, Игорь Саркисов, Игорь Белый, Мария Булат, Юрий Ельский – не вспоминались вовсе или упоминались походя".

 

То есть ситуация вышла довольно забавная: собравшиеся на круглом столе "люди в теме" оказались тотально "не в теме", сделав печальный вывод о том, что жанр авторской песни не развивается, уже почти умер и держится лишь за счет того, что еще живы Юлий Ким, Александр Дольский и Юрий Кукин.

 

Возможно, именно этот круглый стол спровоцировал другую встречу, посвященную уже имиджу авторской песни, оказавшейся в положении поручика Синюхаева. В пятницу, 23 мая, с участием Бориса Жукова в гостиной клуба "Под интегралом" прошел круглый стол, организованный в рамках фестиваля "АкБард-2008".

 

"Огромное количество песен поется и пишется. В Москве и Санкт-Петербурге едва ли не каждый день проходят концерты авторской песни. Однако человек, который в силу различных причин оказывается вне этой структуры, просто не имеет возможности узнать о том, что происходит с этим жанром, – заявил проблему разговора Борис Жуков, – ... Мы имеем привычку рассматривать это как нашу профессиональную, цеховую проблему. Не уверен, что это так. Я не знаю никакого другого явления современной культуры с таким же колоссальным разрывом между существующим положением вещей и тем, как оно освещается в системе массовых коммуникаций".

 

Борис Жуков заметил также, что даже если некоторые фигуры жанра вырываются из порочного круга всеобщего забвения, то они редко ассоциируются с авторской песней. Примеров достаточно: Олег Митяев, Тимур Шаов, Александр Розенбаум. Небезынтересна и судьба группы "Белая гвардия" – мало кто из ее многочисленных поклонников знает, что карьера сентиментального ансамбля началась с грушинского лауреатства дуэта Дмитрия Баулина и Зои Ященко.

 

Сергей Гринберг, автор-исполнитель из Пензы, сделал сравнение положения авторской песни с Министерством легкой и пищевой промышленности из старого монолога Жванецкого: "Что-то сами производят и сами же внутри потребляют... Ровно такое же положение обнаруживается в кругах авторской песни", – заметил Сергей. И добавил: "Мне всю жизнь неинтересно быть кем-то только для жены, друзей и знакомых. Творчески выражать себя для тех, кто похлопает тебя по плечу, скажет "ты клевый чувак! Пойдем выпьем" – неинтересно".

 

"Авторская песня не является культурной ценностью в глазах тех, кто вне структуры фестивалей, КСП и так далее, – сказал о трагедии жанра Борис Жуков. – Мы являемся культурной ценностью только для себя, и это плохо, потому что мы не попадаем в контекст современной общепризнанной русскоязычной культуры".

 

"Борис, ты не прав, – под общий хохот сказал Сергей Гандкин из Шарыпово (Красноярский край), организатор фестивалей с тридцатилетним стажем, справедливо заметив, что в расцвет популярности авторской песни (1970-1980 гг.) жанр существовал и развивался при полном молчании со стороны прессы и официальных органов. "Единственная статья "Песни борьбы и побед", которую на последней странице как-то опубликовала "Правда", привела в шок почти весь руководящий аппарат: одно осознание того, что в СССР существует неформальное объединение, способное собрать под Москвой 12 000 человек, испугало власть страшно", – аргументировал свое возражение г-н Гандкин.

 

Однако он ничего не сказал о том, что со времен 1970-1980 гг. сильно изменилась как авторская песня, так и ее слушатели (в том числе и потенциальные), и что теперь для популярности недостаточно сарафанного радио и одной характеристики "неофициальное, неформальное" течение. Это тогда рвались прочь от официоза, а теперь иные времена и иные нравы.

 

Модератор дискуссии, заместитель редактора "Вечернего Новосибирска" и член жюри многих фестивалей авторской песни Катерина Костылева сделала акцент на том, что и сам термин "авторская песня" претерпел некоторую амортизацию. "Бренд "авторская песня" перестал быть положительным или нейтральным, он фактически стал отрицательным, – заметила она. – И теперь организаторам часто приходится, чтобы решить проблему воспроизводства аудитории и привлечения нового слушателя, находить новые слова для названия авторской песни – например, "современная камерная песня".

 

"Где я слышу человека с гитарой? – спросила присутствующих г-жа Костылева. – В парке на лавочке, в общаге на лестнице и по телевизору, выступление Олега Митяева на кремлевской сцене". Катерина заметила, что эта ситуация отпугивает потенциального слушателя: не существует работающей системы фильтрации в авторской песне. "Аналогичная ситуация складывается с граффити. С точки зрения обывателя, эти художники просто пачкают стены. Но между тем, это искусство, и существуют настоящие мастера граффити", – сказала модератор дискуссии.

 

Затем дискуссия как-то плавно скатилась на уровень обмена мнениями между оптимистами, которые полагали, что все идет так, как должно идти, и пессимистами, которые утверждали, что сложившаяся замкнутость системы "авторы и исполнители, работающие в жанре авторской песни, и их слушатели" рано или поздно приведет к загниванию и гибели жанра. И в последующий час дискуссии уже не было выражено ни одного яркого мнения, достойного внимания уважаемого читателя Academ.info

 

Фото автора

 

Тася Гончарова,

специально для Новостей Академгородка Academ.info

 

 © bards.ru 1996-2024