В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

08.06.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
Авторы: 
Шрамко Игорь

Источник:
http://timokhines.narod.ru/SUPRUNpublik.html
http://timokhines.narod.ru/SUPRUNpublik.html
 

Трагедия бардовского Януса

Балаган на кучах щебенки возле плотины.

 

Владимир Семенович Высоцкий мог бы быть спокоен за "манежи и арены", больше на них "мильйон по рублю" не меняют, а скорее наоборот.

 

Во всяком случае, именно такое впечатление создалось у меня после фестиваля авторской песни "Байда-2001". Его учредители и организаторы Д. Швец и Д. Долгов постарались на славу для того, чтобы получилось замечательное шоу, но вся беда в том, что именно шоу данный жанр и не подразумевает. Это скорее какое-то камерное действо, а не балаган, устроенный на кучах щебенки возле плотины. Конечно, тот же Высоцкий выступал и на стадионах, и в концертных залах, но это происходило оттого, что народная любовь к нему была столь масштабна, что невозможно было уместить всех желающих даже на стотысячнике. Теперь же все происходящее ничего кроме недоумения не вызывает.

 

Приезжают люди, которые известны только в своем узком кругу, и выступают перед досужими прохожими, называя друг друга мастерами и корифеями.

 

Вот мне и стало интересно, что же это за мастера. Например, тот же организатор Дмитрий Долгов сам себя обзывает "композитор и исполнитель". Я, конечно, не знаток музыки, но поверьте мне на слово, композиторов я знаю, а вот г-на Долгова к ним причислить не могу. Впрочем, с нынешним обилием президентов, атаманов и писателей еще один композитор общество не испортит. Во всяком случае, если Дмитрий всего пять-шесть лет назад совмещал пение с проверкой билетов на аналогичном фестивале, то теперь он уже председатель оргкомитета и "композитор". Звучит гордо. Правда, эта гордость приводит к некоторым явлениям, сказывающимся негативно на самом движении "авторской песни". Во время нашей беседы к г-ну Долгову, естественно, через охранников, обратились две девочки, приехавшие из Харькова. Ясное дело, что организаторам фестиваля общение с прессой важнее, чем какие-то не заявленные участники. Даже не поинтересовавшись, где они остановились, а ведь дело к ночи, он спровадил их на завтрашнее прослушивание. Разве можно так с братьями (сестрами) по перу и гитаре? Важнее было рассказать, что в основе фестивального движения стоит Александра Кужель, с перечислением ее бывших и нынешних высоких государственных должностей. Какое отношение эти "титулы", да и сама Кужель, которая не только не почтила "Байду-2001" своим присутствием, но даже не прислала приветственной телеграммы, имеют отношение к бардовской песне, я так и не понял...

 

Еще одна колоритная фигура фестиваля — Владимир Новиков, который просто поразил меня рассказами и том, как проходит отбор юных дарований в мастерские корифеев. Оказывается, не талант или публика принимают в почетное звание барда, а какие-то "мастера". Но, простите, один человек — это всего лишь один человек, и он может ошибиться, испытывать какие-то личные эмоции и прочее, прочее. Известен случай, когда А. Блок "отверг" С. Есенина. Блоков я на фестивале не встретил, но без этих мастерских, как я понял, никто тебя на сцену не выпустит. Чудны дела твои...

 

Ирочка же Коротич и вовсе меня удивила. Оказывается, она исполнитель(!). Не автор стихов или музыки, а просто исполнитель. А как же авторская песня? Но все буквально в один голос убеждали меня, что я ничего не понимаю в данном жанре. Может быть, но в русском языке я все же чуть-чуть разбираюсь, и авторская песня подразумевает исполнение автором своей песни. Что ж, ребята, у вас получается? И поют у вас не авторы, и доверительность пропала. Осталось одно название. Так может и его изменить? Тем паче Высоцкий называл свои песни "городским романсом". Но на "городской", судя по тому, что я слышал, это вряд ли потянет, тогда уж "дворовой". И может, это не так звучало бы, как "авторская песня", зато соответствовало бы действительности и не вводило людей в заблуждение. Кстати, единственный известный бард фестиваля Юрий Кукин на мой вопрос "Как вы относитесь к тому, что один пишет стихи, другой — музыку, а третий исполняет авторскую песню?" ответил: "А фигня это все, а не песня!"

 

Вот уж действительно слова мэтра. А вообще мне понравились не "корифеи" и не "спекулянты на чужих идеях", а простые ребята, которые приехали из Киева, Севастополя, Винницы, да и местные. Наверное, коммерциализация не на всем сказывается благодатно. Нельзя торговать в Храме Божьем, также как и нельзя ставить на поток лучшие порывы лучших душ, коих, к сожалению, с каждым днем все меньше и меньше. И такие замечательные исполнители действительно своих песен как Инна Дроздова просто могут потеряться в толпе, которая собралась на площади у плотины. Мне пришлось услышать как о величайшем достижении: "Нас будет триста-пятьсот человек". Это, конечно, очень хорошо, но не в количестве дело. Знаете, был такой доклад председателя Союза писателей Тульской области: "Наши показатели возросли по сравнению с 1900 годом в 120 раз. Как известно, в начале века в нашей области был всего один писатель, да и тот жил в Ясной Поляне, а теперь 120, и все имеют квартиры в Туле". И если бы фестивали устраивались не под куполами солидных фирм, а носили камерный характер, то они, может, и не принесли бы неким учредителям и организаторам лишней известности и денег, зато подарили бы миру новых выдающихся певцов своей души.

 

 © bards.ru 1996-2024