В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
Персоналии: А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Э Ю Я
РАМЕНСКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (20.05.1935 — 22.05.1981 гг.) — ленинградский самодеятельный поэт, автор стихов и текстов песен. Родился 20 мая 1935 года в городе Ленинграде. Родители Владимира были высокообразованными специалистами. Отец работал профессором на кафедре глазной хирургии, а мама преподавала в медицинском институте. Владимир рос в очень интеллигентной и порядочной семье с дворянскими корнями. Во время Великой Отечественной войны, оставаясь в Ленинграде, он вместе с семьёй пережил героическую блокаду родного города. Вскоре после войны, родители Владимира развелись и отец уехал жить и работать на юг страны, в Одессу. Владимир вместе с отцом тоже уезжает в Одессу, где несколькими годами позже заканчивает школу-десятилетку. После школы он вновь возвращается в Ленинград и в 1955-ом поступает в военно-артиллерийское училище. В 1957-ом году Владимир попадает под известное "хрущёвское сокращение" армии и передумав на всю жизнь связывать себя с карьерой военного, вынужден три года дослуживать срочную службу. С 1957-го по 1960-ый год, он служит рядовым в воинской части под г.Выборгом. После армии учиться дальше не захотел и вернувшись со службы обратно в Ленинград, Владимир устраивается работать на завод. В середине 60-х был осужден, отбывал срок на "химии" (по некоторым сведениям за драку). После работал электриком на заводе, затем в ЖЭКе , а позднее устроился в рабочую артель и в качестве подработки начал ездить на прибыльные "халтуры" по Лен.области и Прибалтике.
С молодости, Владимир увлекался поэзией Сергея Есенина, а в 60-е годы творчеством бардов Б.Окуджавы и А.Галича. Но настоящей страстью, стало для него творчество его тёзки, Владимира Высоцкого. Владимир был просто потрясён глубиной поэтических образов и надрывной искренностью песен Высоцкого. Под влиянием его творчества, он пробует сочинять свои собственные стихи. Как и многие молодые поэты, пишет исключительно "для себя", "в стол", всерьёз не расчитывая на публикации. В 1971-ом году, через общих друзей, судьба сводит его с крупным питерским коллекционером и подпольным распространителем записей С.И.Маклаковым, с которым они жили по соседству, и который к тому времени приобрёл хорошую муз.аппаратуру и начал записывать самодеятельные домашние концерты под гитару, с начинающим приобретать первую популярность, молодым и талантливым исполнителем — Аркадием Звездиным-Северным.
Владимир тоже увлёкся звукозаписью, приобрёл магнитофон и начал заниматься коллекционированием самой разной музыки, от джаза , до "классического" английского рока и итальянской эстрады. В 1972-ом году, женится, у него растут два сына, Сергей (от первого брака супруги) и Денис. По немногу продолжает писать новые стихи. В основном это глубоко личные тексты, о любви, дружбе, предательстве, о своём родном городе. Стихи о том, что так волнует человека, прошедшего определённый жизненный путь и кое-что повидавшего в своей жизни. Близким и друзьям нравятся искренняя простая задушевность и открытость его строк. В середине 70-х, Владимир Раменский пробует официально публиковаться и решает отправить свои произведения в популярные тогда молодёжные печатные издания, журналы "СМЕНА" и "АВРОРА", но в ответ получает лишь категорический отказ: "Ваши стихи непрофессиональны, вы повторяетесь и т.д."
К этому периоду, его приятель Сергей Иванович Маклаков начинает записывать первые "подпольные" оркестровые концерты с ансамблем из ресторана "Парус" под руководством Николая Резанова — "Братья Жемчужные". Многим было известно, что Владимир пишет стихи и неоднократно его просили что-нибудь почитать, а может даже и попробовать сделать на них пару-тройку песен, но Владимир по началу отказывался. Репертуар Аркадия Северного состоял на тот момент в основном из классических "блатных" и "дворово-уличных" песен. Запас же "классики" не был вечен и перед творческой группой встал серьёзный вопрос о новом музыкальном материале. В один из зимних вечеров 25 января 1975 года, во время репетиции нового концерта А.Северного, проходившей на этот раз в квартире коллекционера В.Васильева со сборным коллективом музыкантов, в дальнейшем получившим название — анс. "4 Брата и Лопата", Владимир по предложению друзей согласился дать одно из своих стихотворений для создания новой песни. Так впервые, во время репетиции, в исполнении Аркадия Северного прозвучала одна из лучших песен на стихи Владимира Раменского "Как хотел бы я стать Есениным", в последствии ставшая "народной". Владимир тесно знакомится с Николаем Резановым и музыкантами анс."Братья Жемчужные" и постепенно близко сходится с Аркадием Северным, который к тому времени начинает приобретать известность не только в Ленинграде, но и за его пределами. С Аркадием у них завязываются тёплые дружеские отношения. Владимир с удовольствием, в качестве приглашённого гостя, присутствует на многих записях своего нового друга.
В апреле 1975-го, на квартире коллекционера Д.Калятина состоялась запись первого совместного концерта Аркадия Северного с анс."Братья Жемчужные". При подготовке репертуара к которому, вместе с другими известными "классическими" дворовыми и авторскими произведениями, было вновь решено сделать удачную композицию на стихи В.Раменского — "Как хотел бы я стать Есениным", на этот раз в оригинальной аранжировке "Братьев Жемчужных". Всем понравилось, как Аркадий очень прочувственно исполнил песню на стихи Владимира. Благодаря таланту Аркадия Северного и прекрасным стихам, песня зазвучала. В целом, весь концерт получился оригинальным и очень удачным, и в дальнейшем приобрёл большую известность у слушателей под названием "Эх, мамочка!". С этого момента В.Раменский становится полноправным участником творческого коллектива и автором многих известных произведений в исполнении А.Северного. В текстах Раменского не было открытой "уголовно-блатной" тематики , но они были искренними, с элементами настоящей "народно-дворовой" песенной поэзии и легко ложились на музыку. Его стихи обладали той нужной "музыкальной распевностью", необходимой для создания хорошей запоминающейся песни.
Вскоре, при обсуждении очередного концерта Аркадия Северного, возникла проблема с местом проведения и Владимир предоставляет для следующей записи свою квартиру на Петроградской стороне. Тем более, что квартира была просторная и вполне подходила для этой цели (в последствии, в течении пяти лет, в квартире В.Раменского было записано огромное количество музыкального материала). Часто "квартирные" записи заканчивалась поздним вечером и Аркадий Северный , у которого после развода с женой возникли трудности с жильём, после очередного концерта остаётся в гостях у семьи Раменских и по приглашению Владимира, продолжительное время живёт в квартире своего друга. Судьба ещё теснее сводит двух творческих людей вместе. Начиная с 1975 года, песни на тексты Владимира Раменского начинают всё чаще включаться в репертуар А.Северного. А в 1977-78 годах, Владимир Раменский на определённое время, становится постоянным творческим со-автором Аркадия Северного, вместе с "Братьями Жемчужными" создавая новые и интересные музыкальные произведения. Песни на его стихи звучат в таких, ставших известными оркестровых концертах певца, как: "Творческий вечер", "Юбилейный концерт", "Диксиленд", "Проводы 1977-го года", концерты №1 и №2 с анс."Химик", с анс."Божья Обитель" и в "Олимпийском концерте".
Кроме своих песенных текстов, специально для Аркадия Северного, Раменский так же создаёт несколько удачных текстовых "переделок" на мелодии и слова некоторых хорошо известных "народных" песен и произведений советской эстрады тех лет. В декабре 1977-го года, при сотрудничестве с А.Северным и организатором ряда записей, музыкантом и коллекционером В.И.Тихомировым, был записан один из лучших концертов, составленный в основном на песенные тексты В.Раменского — концерт "Колода карт" с анс."Чайка". Концерт получился довольно удачным, широко разошёлся по стране и является популярным по сей день. В 1977-78 годах, лучшие песни на стихи Раменского в исполнении А.Северного, начинают периодически звучать и в записях с другим известным коллективом — одесским ансамблем "Черноморская чайка" под руководством В.П.Коцишевского(музыканта и коллекционера). Так же, песни Раменского постоянно включаются в репертуар сольных концертов ансамбля "Братья Жемчужные". Руководитель оркестра "Жемчужных", Н.С.Резанов, часто называл В.Раменского "способным и талантливым автором песенных текстов, тонко чувствующим и понимающим лиричность "дворовых" песен".
С периода 1975-го по 1980-ый годы, Владимир Раменский написал более 60-ти песенных текстов, многие из которых стали широко-известными и получили всенародную популярность, позднее по праву войдя в "золотой" фонд советской запрещённой неподцензурной песни. Наиболее известными в исполнении АркадияСеверного стали такие песни на тексты В.Н.Раменского, как: "Берёзы, берёзы", "Осень Петербурга", "Последний рассвет", "Колода карт", "Господа — офицеры!", "Седина", "Годы мчатся", "О Ленинграде", "Здравствуй Невский!", "Блондинки, брюнетки, шатеночки", "В мире любят, ревнуют и лгут", "Мне не дадут звезду героя", "Двадцатый век", "Итоги", "Что-то часто мне снятся друзья", "Наркоман и пьяница", "После встряски в жизни моей...", "Я жду твоё письмо", "До тебя сотен шесть километров", "Мой добрый старый друг", "Ой, васильки, васильки", "Чёрный туман", "Видно чем-то я бога обидел", "Мой друг Серёга", "Как хотел бы я стать Есениным", "Старый мотив", "Часто ночами", "Вспоминаются годы", "Памяти брата", "Я плачу в стихах", "Судно моё в движении", "Даже берег Лазурного моря...", "Почему я грущу", "Ямщик", "Далеко-далеко журавли полетели...", и другие композиции. Настоящую широкую известность, Владимиру Раменскому принесло создание таких популярнейших "хитов", как арестанская песня "Берёзы, берёзы" и "белогвардейская" стилизация "Последний рассвет". Многие свои стихи В.Раменский посвящал друзьям и близким, а мелодии и аранжировки будущих песен в основном создавались руководителем оркестра "Братьев Жемчужных" Николаем Резановым, в репертуаре которого так же присутствовало несколько удачных песен на тексты Владимира Раменского: "Баллада о 13-ом номере", "Ленинград — Москва", "Нищета", "Пъяные глаза", "В тупике", и другие.
К концу 70-х годов, квартира семьи Раменских в Петербурге, на несколько лет стала настоящей домашней "студией подпольных записей". С просьбой о создании своих сольных концертов, к Владимиру обращались и другие исполнители. В 1978-79 годах, в его квартире были сделаны оригинальные записи известного московского барда Игоря Эренбурга и автора-исполнителя из Зеленограда, Евгения Абдрахманова. А в марте 1980-го года, в сопровождении Н.Резанова и В.Тихомирова, Владимир Раменский у себя дома, на бытовой магнитофон, записал последний полноценный (известный на сегодня) акустический концерт А. Северного — "Соло для двух гитар". Эту запись, незадолго до своей смерти, Аркадий Северный посвятил своему близкому другу, поэту Владимиру Раменскому. В этом концерте так же прозвучали песни на стихи автора.
Параллельно, в конце 70-х В.Раменский так же сотрудничал с несколькими инструментальными ресторанными коллективами Ленинграда и области. После смерти Аркадия Северного, Владимир Раменский в со-авторстве с московским автором-исполнителем Анатолием Писаревым, создают одну из самых лучших и трогательных песен, посвящённых талантливому певцу — "Памяти друга"("Плачут ивы над тихою речкой..."), в последствии исполненную в своих сольных концертах ленинградскими исполнителями, Виталием Крестовским и Николаем Резановым. Эта песня была не единственным посвящением В.Раменского, своему другу и известному исполнителю. Ещё при жизни Аркадия Северного, в 1977-ом году Владимир написал текст песни-посвящения — "Ты далеко, мой добрый старый друг", исполненную Николаем Резановым в концерте "Диксиленд". В 1980-ом году Владимир Раменский так же создаёт стихотворное посвящение — "Отрыдала Москва и отплакал Париж..." на смерть Владимира Высоцкого, чьё музыкальное творчество он сильно любил. Спустя три года, певец Виталий Крестовский сочинил песню "Памяти В.С.Высоцкого" на стихи В.Раменского и исполнил её в своём очередном концерте с анс. "Крёстные отцы". В разные годы песни на стихи В.Н.Раменского исполняли: Аркадий Звездин-Северный, Николай Резанов и анс."Братья Жемчужные", Виталий Крестовский, Михаил Гулько, Александр Шепиевкер, Фаина Зинова, Валерий Агафонов, Михаил Звездинский, Константин Беляев, Жанна Бичевская и другие артисты.
Владимир Николаевич Раменский умер внезапно, в мае 1981-го(несчастный случай), в возрасте 46 лет, почти через год после смерти Аркадия Северного, и похоронен на Южном кладбище в г.Ленинграде. После смерти Владимира Раменского, музыкальная деятельность в его квартире не прекратилась и в ноябре 1983-го года, с согласия супруги Елены, в квартире Раменских под оригинальный аккомпанимент "Братьев Жемчужных", коллекционером С.И.Маклаковым в течении двух дней был записан один из первых и до сих пор популярный концерт начинающего петербургского автора-исполнителя Александра Розенбаума, под названием — "Новые песни". Всего же, в конце 70-х начале 80-х годов, в квартире В.Раменского было записано около 20-ти оригинальных концертов таких исполнителей, как: А.Северный, Е.Абдрахманов, И.Эренбург, Н.Резанов, анс."Братья Жемчужные" и А.Розенбаум. В настоящее время песни на стихи В.Раменского входят в записи некоторых современных исполнителей жанра "Русский Шансон", но широко с официальной эстрады его песни пока так и не исполнялись.
С начала 90-х, студией "Ночное такси" на компакт-дисках выпускается "Антология концертов А.Северного", в которой cреди прочих популярных песен, звучат и песни на стихи Владимира Николаевича Раменского, а в 1994 году, спустя 12 лет после смерти поэта, музыкальным издательством "PRS & Мелодия" впервые официально небольшим тиражом вышел CD-диск — "Тост за друга", сборник лучших композиций, созданных на песенные тексты поэта, в исполнении Аркадия Северного. По прошествии более 20-ти лет, со дня безвременной смерти В.Н.Раменского, переосмысливается и меняется отношение к стихотворениям и песенным текстам автора. В одном из своих последних интервью, известный коллекционер С.И.Маклаков называет Владимира "изумительно талантливым автором", а руководитель легендарных "Братьев Жемчужных", Н.С.Резанов, вспоминает о нём, как об "очень интересном и самобытном авторе, в сотрудничестве с которым было создано немало хороших песен". К сожалению, с начала 90-х годов и по настоящее время, родственники и правопреемники поэтического наследия автора, до сих пор не зарегестрировали "авторских прав" и творчество Владимира Николаевича Раменского многими незаслуженно воспринимается, как "народное". В следствии чего, любимый многими и ставший популярным автор, до сих пор остаётся мало-известным и непризнанным "самодеятельным" поэтом. Впрочем, высшей наградой любого поэта, всегда является — любовь народа.
С конца 90-х годов, деятелями музыки и культуры рассматривается вопрос об установке в Санкт-Петербурге, на доме где жил В.Н.Раменский (ул.Олега Кошевого д.12, ныне ул.Введенская), мемориальной памятной доски. Так же, в кругу друзей-музыкантов и коллекционеров, есть идея создать в квартире Владимира Раменского — "дом-музей", посвящённый истории советской подпольной звукозаписи и питерского шансона. В начале 2000-х, имя талантливого поэта-песенника — Владимира Николаевича Раменского, было внесено в недавно изданную "Энциклопедию Русского Шансона". Продолжают выходить компакт-диски с песнями на стихи и тексты Владимира Раменского, а в интернет-сети постоянно публикуются любительские песенные сборники с текстами автора. В настоящее время в Петербурге проживает родной сын Владимира Раменского, Денис Владимирович Раменский.
/автор Г.Зиновьев/ © "Северная Энциклопедия" 2006 г. По материалам интернета и воспоминаниям Е.Раменской; |
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |